Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Неоламаркизм — ненаучное на­правление в эволюционном учении, получившее широкое распростране­ние в конце 19 в. Характерные чер­ты Н. — объяснение эволюции толь­ко как результата физиологических процессов, отрицание творческой роли отбора, признание изначальной целесообразности оргапизмов. Одной из разновидностей Н. был т. наз. моханоламаркизм, разработанный в наиболее последовательной форме Спенсером в его теории равновесия, согласно к-рой взаимодействие орга­низма и среды приводит к их равно­весию. Эволюция же, по Спенсеру, является результатом непрерывного нарушения этого равновесия. Не­способность представителей механо-ламаркизма дать научное объясне­ние относительной целесообразности организмов приводила их к идеа­лизму. Крайняя идеалистическая разновидность Н. — т. наз. психола­маркизм, основанный палеонтоло­гом Копом (1840—97). Согласно пси­холамаркизму, источником эволю­ции являются примитивпые формы сознания и воли, некий истолкован­ный в духе витализма «творческий» принцип.

Неоплатонизм—реакционная ми­стическая философия эпохи упадка Римской империи (3—6 вв.). Идеа­листическая теория идей Платона приняла в Н. форму учения о ми­стической эманации (излучении, ис­течении) материального мира из духовного первоначала. Материя лишь низшее звено в иерархии все­ленной, эмапация «мировой души», над к-рой возвышается «дух», а еще выше — «первосущность», или «еди­ное». Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатони­кам, не посредством опыта и разу­ма, а путем мистического экстаза. Идеализм выродился в этой филосо­фии в теософию. Неоплатоновская школа первоначально возникла в Египте, в Александрии (Аммоний Саккас, позднее — Гипатия). Плотин основал неоплатоновскую школу в Риме. В Сирии существовала школа Ямвлиха (ум. ок. 330), в учении к-рого сильны были элементы пифа­гореизма. Последняя неоплатонов­ская школа была организована Проклом в Афинах и просущество­вала до 529. Н., первоначально враждебпый христианству и содер­жавший многочисленные элементы восточной магии и мифологии, тем не менее оказал огромное влияпиена христианскую патристику и на развитие философии феодального об-ва как в христианских, так и в мусульманских странах.