Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Огарев Николай Платонович (1813—77) —рус. революционер-де­мократ, философ, публицист и поэт. Вместе с Герценом выступал против царизма и крепостного права, про­тив реакционной идеологии право­славия, самодержавия и официаль­ной народности, против помещичье-буржуазного либерализма. Идейное содружество О. с Герценом, начав­шееся еще в юности, продолжалось до конца жизни. Находясь в стенах Московского ун-та, Герцен и О. создали тайный кружок, члены к-рого изучали политическую, в т. ч. и социалистическую, литера­туру. В 1834 О., Герцен и др. члены кружка были арестованы, после 9-месячного заключения высланы: Герцен — в Вятку, Огарев — в Пен­зу. В 1850 О. был вторично аре­стован, а в 1856 эмигрировал за гра­ницу, где совместно с Герценом- из­давал «Полярную звезду», «Коло­кол», «Общее вече», «Русскую по-таенпую литературу». О. и Герцен — родоначальники рус. крестьянского утопического социализма, народни­чества, теорию к-рого О. подробно и всесторонне разработал. Теория общинного социализма О. и Герцена явилась выражением революцион­ных требований крестьянских масс, стремившихся к полному уничтоже­нию помещичьего землевладения, к полному свержению помещичьей власти. О. — один из создателей под­польной революционной организа­ции «Земля п воля» 60-х гг., идеи к-рой он изложил в статье «Что нужно народу?» (1861) и др. рабо­тах. До 1840 О. стоял на идеалисти­ческих позициях. Знакомство с до­стижениями естествознания 19 в., с философией   фр.   материализма  и Оккам

особенно с «Сущностью христиан­ства» Фейербаха помогли ему стать на позиции философского материа­лизма и атеизма. Хотя О. и отдал дань антропологизму, созерцатель­ный характер философии Фейербаха его не удовлетворял. Вместе с Гер­ценом он критически перерабаты­вает и переосмысливает философию Гегеля, особенно его диалектику, делая из пее революционные вы­воды, используя ее для обоснования революции в России. О. высказано немало глубоких мыслей по вопро­сам происхождения и развития со­знания, соотношения абсолютной и относительной истины, по проблемам противоречий в процессе развития природы и об-ва. О. разрабатывал принципы материалистической эсте­тики, подчеркивал общественную роль и народность искусства, бо­ролся за его высокую идейность, решительно отвергая при этом идеа­листическую теорию «чистого искус­ства». О. явился одним из предше­ственников рус. социал-демократии. Соч.: «Русские вопросы» (1856—58), «Еще об освобождении крестьян» (1858), «Памяти художника» (1859), «Частные письма об общем вопро­се» (1866—67) и др.

Одиночка (нем. der Einzelne — отдельный) — одна из центральных категорий морали экзистенциализ­ма. Понятие «О.» выражает извра­щенное представление о человеке, к-рый рассматривается вне обще­ственных отношений. Главное в че­ловеке экзистенциалисты видят в его «единственности» и «неповтори­мости». Своеобразие, или «самость», О. служит источником морали и критерием нравствеипой оценки. Ка­тегорию О. экзистенциалисты ис­пользуют для обоснования индиви­дуализма и эгоизма.