Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Неотомизм — официальная фило­софская    доктрина   католической церкви, основывающаяся па учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) Н. признан един­ственно истинной философией, со­ответствующей  христианским  дог­мам. В 1889  был  создан  Высший институт философии (Лувен, Бель­гия), к-рый и ныне является между­народным центром Н., широко рас­пространенного в странах католиче­ского   вероисповедания   (Франция, Италия, Зап. Германия, США, стра­ны Лат. Америки).  Представители Н. — Маритен, Жильсон (Франция), де Реймекер   (Бельгия),  Лотц, де Фриз (Зап. Германия), Веттер (Ав­стрия), Бохенский и др. Неотомист­ская  философия  служит  идейной опорой  клерикализма.  Неотомисты занимают ведущие позиции среди идеологов антикоммунизма. Основу неотомистского  учения  составляет схоластический принцип: «Филосо­фия — служанка богословия». Н. — теологическая ' форма совр. объек­тивного идеализма. Высшей реаль­ностью неотомисты признают «чи­стое бытие», понимаемое как духов­ное, божественное первоначало. Ма­териальный мир  объявляется вто­ричным и производным. Для рацио­нального доказательства религиоз­ных догм неотомисты широко ис­пользуют фальсифицированные ари­стотелевские  категории  формы   и материи, потенции и акта (возмоя«-ности и действительности), а также категории существования и сущно­сти. Результатом неотомистских спе­кулятивных  построений   является признание бога первопричиной бы­тия и первооснованием всех фило­софских категорий. Большое место в Н. занимает фальсификация совр. естественнонаучных теорий.  В це­лом философия Н. представляет со­бой сильно   разветвленную систе­му — метафизику, осн. части к-рой— онтология, гносеология и натурфи­лософия. По своей проблематике и терминологии неотомистская мета­физика   заметно    отличается   от

средневекового томизма, в ней эк­лектически соединены осн. элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с от­дельными положениями идеалисти­ческих систем 18—19 вв. (Канта, Шеллинга, Гегеля и др.). Во взгля­дах на исторический процесс нео­томисты придерживаются прови­денциализма. В основе неотомист­ской социологии реакционная уто­пическая идея о «третьем», более прогрессивном и более справедли­вом, чем капитализм и социализм, об-ве, в к-ром у власти будет стоять церковь.