Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Абсолютная и относительная истина — категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношения между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процес­се развития наук; 2) тем, что в со­ставе нашего знания может быть изменепо, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение об А. и о. и. дает от­вет на вопрос: «могут ли человече­ские представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолют­но или же только приблизительно, относительно?» (В. И. Ленин, т. 14, с. 110). В связи с этим А. и. пони­мается как полное, исчерпывающее знание о действительности (1) и как тот элемент знаний, к-рый не мо­жет быть опровергнут в будущем (2). Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производ­ства. По мере дальнейшего раз­вития познания и практики челове­ческие представления о природе углубляются, уточняются, совершен­ствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучае­мой области предметов и содержа» такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изме­няться, уточняться, углубляться, за­меняться новыми. Вместе с тем каж­дая О. и. означает шаг вперед в по­знании А. и., содержит, если она • научна, элементы, крупицы А. и. Непереходимой грапи между А. и о. и. пет. Из суммы О. и. склады­вается А. и. История науки и обще­ственной практики подтверждает этот диалектический характер разви­тия познания. В процессе развития науки мы все глубже п полнее рас­крываем свойства предметов и отно­шения между ними, приблшкаясь к познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на практике (в технике, в технологии производства и т. п.). С другой сто­роны, ранее созданные теории по­стоянно уточняются,  развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр., гипотеза о существовании эфира), другие подтверждаются и становят­ся доказанными истинами (напр., гипотеза о существовании атомов); одни понятия устраняются из науки (напр., «теплород» п «флогистон»), другие уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инер­ции в классической механике и в теории относительности) и т. п. Уче­ние об А. и о. и. конкретизируется в науке в принципе соответствия. Оно направлено против метафизики, объявляющей каждую истину веч­ной, неизменной («абсолютной»), и против различных идеалистических концепций релятивизма, утверждаю­щих, что всякая истина лишь отно­сительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуж­дений и что поэтому нет и не может быть объективной истины. В дей­ствительности же, по выражению Ленина, исторична «всякая идеоло­гия, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, на­пример, от религиозной) соответ­ствует объективная истина, абсолют­ная природа» (т. 14, с. 123).