Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Автономная и гетерономная этика (автономный — греч. — независи­мый,   гетерономный — греч. — иной, другой) — буржуазные     этические теории. А. э. исходит из принципа, что   нравственный   закон   якобы имеет основание в самом нравствен­но-действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный за­кон, при этом он совершенно сво­боден от любого внешнего воздей­ствия.   А. э.   выводит   мораль   из идеалистических   представлений   о внутренне  прирожденном,   априор­ном нравственном долге. Утвержде­ние об абсолютной независимости, автономности нравственности анти­научно, поскольку приводит к отри­цанию связи морали с исторически определенной системой обществен­ных  отношений. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи А. э.  развивал Кант  в  «Критике практического разума», где он про­пагандировал  принцип  автономно­сти нравственного поведения. Про­тивопоставляемая А. э. Г. э. выводит нравственность из не зависящих от воли действующего субъекта  при­чин.  Этими внешними причинами считаются законы государства, за­поведи религии, а также такие мо­тивы,   как  личная   заинтересован­ность и желание добра другим лю­дям. Поэтому к разновидностям Г. э. буржуазные теоретики относят ге­донистическую   этику   (гедонизм), поскольку   она   основывает   свои нравственные принципы на стрем­лении к удовольствию, а также ути­литаризм, основой к-рого является принцип   пользы,   и   ми.   др.   си­стемы. Различение А. и г. э. не науч­но. Оно основано на отрицании фак­та обусловленности нравственности объективными общественными зако­нами, на идеалистическом принципе автономии воли, на игнорировании активной роли субъекта в об-ве.