Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Возрояедение (философия)— фи­лософские и социологические уче­ния, развивавшиеся в Европе (преж­де всего и ранее всего в Италии) в' эпоху разлоя;ения феодализма и ста­новления раннего буржуазного об-ва (15 —начало 17 в.). Официаль­ной философией в эту эпоху еще оставалась схоластика, но возникно­вение культуры гуманизма, возоб­новление античного философского наследия и значительные достиже­ния в области естествознания при­вели к тому, что передовая фило­софия В. перестает играть роль слу­жанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления Ранее всего они проявились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуреиз­ма (Л. Валла), направленных против господствующей христианской мо­рали. Наибольшую роль в филосо­фии эпохи В. сыграли натурфило­софские концепции (Николай Кузан-ский, Кардано, Телезио, Парацельс, Бруно, Кампанелла и др.), свиде­тельствовавшие о крушении схола­стической картины мира и схоласти­ческих методов осмысления природы. Хотя в этих концепциях и отражал-ся переходный характер эпохи В. (увлечение астрологией, магией, ал­химией и др. формами ненаучного истолкования мира), однако общая линия развития натурфилософии оз­начала все большее торжество ма­териалистического понимания мира, наиболее типично выразившееся в философских воззрениях Бруио. Ан­тисхоластическая направленность передовой философии эпохи В. еще более резко выражена в философ­ских учениях, непосредственно опи­равшихся на достижения нового естествознания (в особенности на гелиоцентрическую систему Копер­ника) и менее, чем натурфилософия, зависевших от античных философ­ских построений. Наиболее важными результатами естественнонаучного направления философии эпохи В. были: методы экспериментально-ма­тематического исследования приро­ды, философски обобщенные в про­изведениях Леонардо да Винчи и в особенности Галилея, детерминист­ское истолкование действительности, противоположное телеологическому истолкованию ее схоластами, фор­мулировка подлинно научных, сво­бодных от элементов антропомор­физма законов природы (Кеплер — в астрономии, Галилей — в механи­ке). Определяющими чертами фило­софии эпохи В. были: метафизиче­ское понимание последних элемен­тов природы как абсолютно беска­чественных, неживых, что было про­тивоположно воззрениям некоторых натурфилософов; отсутствие исто­рического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непосле­довательность, сохраняющая обособ­ленное положение бога в бесконеч­ном мире (Галилей, отчасти Ф. Бэ­кон). Огромные социально-экономи­ческие изменения, происшедшие в эпоху В., нашли свое отражение и во многих социологических концеп­циях. Для этих концепций было ха­рактерно понимание об-ва как суммы изолированных индивидов, что отра­жало нарастающий индивидуализм буря;уазии (Макиавелли). В новых трактовках государственной власти как совершенно независимой от ре­лигиозной санкции и церковного ав­торитета отражался факт становле­ния и укрепления национальных государств (Макиавелли, Воден, Моджевский). В эпоху В. появляются и утопические учения, в к-рых на основе «священного писания» вы­двигалось требование обобществле­ния собственности (Мюнцер); дела­ются первые попытки нарисовать картину коммунистического обще­ственного устройства, с необходи­мостью носившую тогда утопиче­ский характер (Мор и Кампанелла).