Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694—1778) — фр. писатель, фило­соф, историк, один из вождей фр. Просвещения. Род. в семье нотариу­са, воспитывался в иезуитской кол­легии. За антифеодальную сатиру дважды арестовывался (1717 и 1725). Большую часть жизни провел вне Фрапции. Сотрудничал в Энцикло­педии Дидро. В.—деист (Деизм); его мировоззрение противоречиво. Вы­ступая сторонпиком механики и фи­зики Ньютона, он признает суще­ствование бога как «первого двига­теля». Двюкение природы происхо­дит по вечным законам, но бог не­отделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отожде­ствлению бога («великого геомет­ра») и природы. Он критикует дуа­лизм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание, по В., свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильно­го положения приводится теологи­ческий аргумент — способностью мыслить паделил материю бог. В противовес теологической метафи­зике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. От­вергая декартово учение о душе и врожденных идеях, он считал источ­ником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Лок-ка. Задача науки — изучение объек­тивной причинности. Однако В. до­пускал наличие «конечных причин» и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования «высше­го разума» и «архитектора» вселен­ной. Социально-политические взгля­ды В. имеют ярко выраженную ан­тифеодальную направленность. Ои боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан пе­ред законом, требовал введения про­порциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности отвергал, по­лагая неизбежным деление об-ва на богатых и бедных. Разумное госу­дарственное устройство, по В., — конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. В исторических соч. критиковал библейско-христианскую т. зр. на развитие об-ва, дал набро­сок картины истории человечества. В основе «философии истории» (термин введен В.) лежит идея про­грессивного развития об-ва, незави­симо от воли божества. Но ход исто­рии объяснял изменением идей, т. е. идеалистически. Огромное значение в деятельности В. имела его борьба против клерикализма и религиозно­го фанатизма. Гл. мишень сатиры В. — христианство и католическая церковь, к-рую он считал осн. вра­гом прогресса. Тем не менее В. не приемлет атеизма. Отрицая бога, во­площенного в конкретном образе (Христа, Магомета, Будды и т. д.), он полагал, что идея карающего бо­га должна жить в народе. И здесь сказалась классовая ограниченность В. Соч.: «Философские письма» (1733), «Трактат о метафизике» (1734), «Основы философии Ньюто­на» (1738), «Опыт всеобщей исто­рии...» (1769) и др.