Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Гоббс Томас (1588—1679) — англ. философ-материалист, современник англ. буржуазной революции, во время к-рой эмигрировал в Париж, где написал свои гл. произведе­ния — «Философские элементы уче­ния о гражданине» (1642) и «Ле­виафан» (1651). В 1652 вернулся в Англию. Г. развивал учение меха­нистического материализма, систе­матизировал материализм Бэкона. Как указал Маркс, материализм Г. становится односторонним: «Чув­ственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чув­ственность геометра. Физическое двшкение приносится в жертву ме­ханическому или математическому движению; геометрия провозгла­шается главной наукой» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 2, с. 143). Мир, по Г., совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г. сводит также духовпую жизнь животных и человека. Они — сложные механиз­мы, всецело определяемые воздей­ствиями извне. Отсюда Г. выводит: 1) отрицание существования душ как особых субстанций, 2) признание материальных тел в качестве еди­ной субстанции, 3) утверждение, что вера в бога только плод воображе­ния. Г. отрицал объективный харак­тер качественного многообразия при­роды, считая его свойством челове­ческих восприятий, в основе к-рых лежат механические различия ве­щей. В учении о знании критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, раз­вил учение о переработке идей срав­нением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знание единичных фактов, дает лишь ве­роятные истины о связях вещей, признавал все же возможность до­стоверного общего знания, обуслов­ленного языком, т. е. способностью имен становиться знаками общих идей. В учении о праве и о государ­стве Г. отбросил теории божествен­ного установления об-ва и защищал теорию общественного договора (Общественного договора теория). Лучшей формой государства считал абсолютную монархию, но в много­численных разъяснениях и оговор­ках, в сущности, давал место рево­люционным принципам. Его идея — не монархический принцип как та­ковой, а неограниченный характер государственной властп. Права го­сударственной власти у Г. совмести­мы с интересами тех классов, к-рыа провели в середине 17 в. в Англии буржуазную революцию. В теории об-ва и государства Г. были заро­дыши материалистического понима­ния общественных явлений.