Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Гносеологические и классовые корни идеализма — причины и ус­ловия, объясняющие возникновение и существование идеалистической философии. Гносеологическими (тео­ретико-познавательными) корнями идеализма являются метафизиче­ская односторонность и субъектив­ная тенденциозность в объяснении человеческого познания. Идеализм возникает на почве живого челове­ческого познания, используя его слояшость, противоречивость. В са­мом процессе познания существует возможность отрыва ощущений, по­нятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной действительности. Эта возможность становится действительностью в ре­зультате одностороннего преувели­ченного развития, раздувания одной из черточек, сторон, граней позна­ния в абсолют, оторванный от ма­терии, от природы, обожествленный. «Прямолинейность и односторон­ность, деревянность и окостене­лость, субъективизм и субъективная слепота voila (вот) гносеологиче­ские корни идеализма» (В. И. Ленин, т. 38, с. 361). Объективный идеализм преувеличивает, абсолю­тизирует роль понятий, абстракт­ного мышления, субъективный идеа­лизм — роль восприятий, ощущений, одинаково противопоставляя их объективному миру. Классовые кор­ни идеализма связаны с разделе­нием об-ва на антагонистические классы, утверждением господства эксплуататорских классов, обособле­нием и противопоставлением умст­венного и физического труда. Так возникает отрыв познания от прак­тической деятельности трудящихся масс и монополизация идеологиче­ской деятельности господствующи­ми классами, что приводит к появ­лению и укреплению иллюзии об абсолютной самостоятельности и особой творческой роли умственной, идеальной стороны человеческой деятельности. Все это и обусловли­вает неверную мысль о первичности идей, понятий, вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Теоретико-познавательные корни идеализма тесно связаны с классовыми корнями, не только по­рождающими идеалистическое ми­ровоззрение, но и закрепляющими его в интересах эксплуататорских классов.