Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Адживака— одно из неортодо­ксальных древнеипд. учений, отри­цающее существование души. Л. первоначально была связана с буд­дизмом и, возможно, даже являлась разновидностью последнего, по­скольку первое упоминание о ней содержится в ранних буддийских канонических текстах. Основателем А. по традиции считается живший в 6—5 вв. до н. э. мудрец Маркалидева. В основе А. лежит атомистическая идея, к-рая определяет др. идеи и представления этого учения. Соглас­но учению А., существуют четыре разновидности атомов, из к-рых строятся четыре стихии природы: земля, вода, огонь и воздух; все ато­мы обладают способностью к соче­танию. «Жизнь» не есть нечто ато­марное, она есть то, что восприни­мает, познает сочетания атомов. Раз­новидности атомов и жизнь обра­зуют пять сущностей, к-рыми исчерпывается все существующее. Атомы вечны, неделимы, никем не сотво­рены и неуничтожимы. Разновидно­сти атомов не могут превращаться друг в друга. Атомы способны пере­двигаться в любом направлении. Свойства тел зависят от того, из ка­ких атомов составлено тело, каково их количество в единице объема, и от того, каков способ их сочетаний. А. выступала как реалистическое и в основном материалистическое уче­ние, к-рое противостояло древнеинд. религиям и буддийской философии. А есть А — см. Тождества закон. Айер Альфред (р. 1910) — англ. философ, представитель неопозити­визма, проф. метафизики Оксфорд­ского ун-та (с 1959). Получил извест­ность, издав книгу «Язык, истина и логика» (1936), в к-рой выступил про­пагандистом идей Венского кружка. В более поздних работах («Основа­ния эмпирического познания», 1940; «Мышление и значение», 1947; «Про­блема познания», 1956, и др.) А. не­сколько отходит от ортодоксальной формы логического позитивизма и испытывает сильное влияние линг­вистической философии. В этих ра­ботах он пытается, с позитивистских же позиций, исследовать философ­скую проблематику (достоверность знания, отношение материальных объектов и «чувственных данных» и т. д.) путем анализа соответствую­щих понятий, перевода их в «логи­чески ясную» терминологию.