Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Время и пространство— осп. фор­мы существования материи. Филосо­фию прежде всего интересует, реальны ли В. и п. или это чистые абстракции, существующие только в сознании человека. Философы-идеа­листы отрицают объективный харак­тер В. и п.: ставят их в зависимость от содержания индивидуального со­знания (Беркли, Юм, Мах), рассмат­ривают их как априорные формы чувственного созерцапия (Кант) или как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм признает объективный характер В. и п., отри­цает вневременную и внепростран-ственную реальность. В. и п. неотде­лимы от материи. В этом проявляет­ся их универсальность и всеобщ­ность. П. трехмерно, В. имеет одно, и только одно, измерение; П. выра­жает порядок расположения одно­временно сосуществующих объек­тов, В. же — последовательность существования сменяющих друг дру­га явлений. В. необратимо, т. е. вся­кий материальный процесс разви­вается в одном направлении — от прошлого к будущему. Развитие естествознания показало несостоя­тельность метафизической концеп­ции, согласно к-рой В. и п. суще­ствуют независимо от материальных процессов и отдельно друг от друга. Диалектический материализм исхо­дит пе из простой связи В. и п. с движущейся материей, а из того, что движение является сущностью В. и п. и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Есте­ствознание   18—19 вв.,   признавая объективность В. и п., рассматри­вало их, вслед за Ньютоном, в от­рыве друг от друга и как нечто са­мостоятельное, существующее совер­шенно независимо от материи и движения. В соответствии с атоми­стическими взглядами древн. натур­философов (Демокрит, Эпикур), естествоиспытатели почти вплоть до 20 в. отождествляли П. с пусто­той, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвиж­ным, а В. — протекающим равномер­но. Совр. физика отбросила старые представления о В. и п. как пустых вместилищах и доказала их глубо­кую взаимосвязь с движущейся ма­терией. Гл. вывод теории относи­тельности Эйнштейна состоит кап раз в установлении того, что В. и п. не существуют сами по себе, в от­рыве от материи, а находятся в та­кой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как относительные сто­роны единого и неделимого времен и-пространства. Наукой точно устано­влено, что течение времени и протя­женность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или геометрические свойства четы­рехмерного континуума (простран­ство-время) изменяются в зависимо­сти от скоплепия масс вещества и порождаемого ими поля тяготении. В создании совр. теории П. и В. большую роль сыграли идеи Лоба­чевского, Римана, Гаусса, Больяи. Открытие неэвклидовой геометрии опровергло кантовское учение о В. и п., как внеопытных формах чув-ствеиного восприятия. Исследования Бутлерова, Федорова и их последо­вателей обнаружили зависимость пространственных свойств от физи­ческой природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи пространственным располоя{епием атомов. Факт изменчивости наших пред­ставлений о В. и п. используется фи­лософским и «физическим» идеализ­мом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическо­му материализму, человеческое по­знание дает все более глубокое и правильное представление об объек­тивно-реальном В. и п.