Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Трансцендентальный (лат. trans-cendere — переступать) — в схо­ластике означает сверхкатегориаль­ный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объ­ему) традиционных категорий схо­ластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувствен­ные свойства бытия, к-рые познают­ся интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три осн. транс­ценденталии (всего их шесть) обо­значают: единство — отношение бы­тия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бы­тия с бесконечным духом, или умо-постигаомость бытия в божествен­ном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечпой волей, или це­лесообразность бытия, обусловлен­ная божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Але­ксандром Галльским (францискан­ский схоласт, реалист, 12—13 вв.), Альбертом Великим и Фомой Аквин-ским. Термин «Т.» вводится позднее, только в 16 в. Формирование учения о трансценденталиях, определение его как ядра схоластической мета­физики   относится  также к более позднему периоду (16—17 вв.). В но­вое время учение о трансценден­талиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза н Гоббс называли его «наивным» В «бессмысленным», Кант — «стериль­ным» и «тавтологичным». Т. в кап-товском смысле может быть лишь познание, к-рое занимается не только предметами, но и способом априорного познания предметов. Умопостигаемое бытие, или транс­цендентный мир «вещей в себе», по Канту, лежит за границами опытно­го познания и потому не отражает­ся в трансцендентальных (логиче­ских) определениях. Совр. схоласты, отстаивая независимость учения о трансценденталиях от опыта, от частных наук, стремятся этим дока­зать «непреходящую ценность» мета­физики, философского обоснования истин теологии. По своему объек­тивному содержанию учение о транс­цендентальных определениях пред­ставляет собой попытку создать чи­сто умозрительную, законченную тео­рию бытия. В марксистской филосо­фии термин  «Т.»  не применяется.