Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Философия    (греч. — любовь    к мудрости) — наука о всеобщих за­кономерностях,  к-рым    подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и мышление человека, процесс познания.   Ф.   является  одной  из форм общественного сознания, опре­деляется, в конечном счете, эконо­мическими отношениями об-ва. Ос­новным  вопросом  философии  как особой науки является проблема от­ношения мышления к бытию, созна­ния к материи. Любая философская система представляет собой конкрет­но развернутое решение этой про­блемы, даже если «основной вопрос» в ней прямо и не формулируется. Термин «Ф.» впервые встречается у Пифагора; в качестве особой нау­ки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю со­вокупность    знаний   человека   об объективном мире и о самом себе, что было  вполне  естественно для низкого   уровня   развития знаний на ранних этапах человеческой исто­рии. В ходе развития общественно-производственной практики и на­копления научных знаний происхо­дил процесс «отпочкования» отдель­ных наук от Ф. и одновременно вы­деление ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необхо­димости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих па-чал и законов, из потребности в ра­ционально-обоснованном  методе мышления о действительности, в ло­гике. В силу этой потребности во­прос об отношении мышления к бы­тию выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления — на материализм и идеализм; промежу­точное положепие между ними за­нимает дуализм. Борьба материализ­ма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф., составляет одну из осн. ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об-ва, с экономическими, политиче­скими и идеологическими интереса­ми классов. Уточнение специфиче­ской    проблематики   философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относят­ся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социо­логия и история Ф. В то же время в силу недостаточности конкретных знаний Ф. пыталась заменять недо­стающие связи   и   закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми др. пауками, «науку наук». В отношении природы такая Ф. вы­ступала как натурфилософия; в от­ношении истории — как философия истории. Последней системой такого рода была Ф.  Гегеля.  Однако  по мере роста н дифференциации зна­ний исчезли всякие основания для существования Ф. как «пауки наук». Ясное понимание общественной по­требности, к-рая   рождает  Ф.  как особую науку, понимание ее места и роли в составе духовной культу­ры,  а следовательно,  и  круга   ее проблем (ее предмета) было впер­вые достигнуто в марксизме-лени­низме    (Диалектический    материа­лизм, Исторический   материализм). Теоретическое   познание   явлепий окружающего мира невозможно без мышления, развитого в логическом отношении. Но  логические катего­рии и законы в силу исторически сложившегося    разделения    труда между   науками   разрабатывались именно Ф.  Марксистско-ленинская Ф. развила и последовательно про­вела материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, оплодотворив его диа­лектическим   воззрением,  построив диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материаль­ных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного со­держания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории позна­ния   мира»   (В. И. Лепин,  т.   38, с. 80—81). Рассматривая логические формы    и    закономерности    как осознанные и проверенные всей че­ловеческой практикой формы и за­коны развития природных и обще­ственно-исторических      процессов, марксистская Ф. упразднила разли­чение между онтологией, логикой и теорией познания. Совпадение диа­лектики,  логики  и теории  позна­ния — осн. принцип Ф. диалектиче­ского материализма. Тем самым фи­лософская теория марксизма пред­ставляет собой конкретно-разверну­тое, проведенное через все детали диалектико-матерпалистическое  ре­шение осн. вопроса Ф. Логические формы   н   закономерности   пред­стают здесь как отраженные в со­знании    человека    универсальные формы и закономерности протека­ния любого естественно-природного и   общественно-исторического  про­цесса, как ступени теоретического воспроизведения предметов в согла­сии с их действительным развитием. Ф., развитая на основе такого пони­мания ее роли, предмета и действи­тельных задач в развитии человече­ской культуры, выступает как могу­щественное орудие познания и дея­тельности   людей,   как   активный фактор  дальнейшего развития по­знания и практики. При таком по­нимании Ф. ее части — психология, социология,  этика,  эстетика — всо более   превращаются   в   самостоятельные науки, лишь по традиции считающиеся философскими. Прав­да, эта традиция имеет основание, т. к. упомянутые науки в наиболь­шей степени связаны со специфиче­ски философской проблематикой, в частности с проблемой взаимо­отношения субъекта и объекта. Ф. способствует развитию самосозна­ния человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой куль­туры, дает тем самым масштаб для их оценки и связи отдельных звеньев знания в единстве мировоз­зрения. Совр. буржуазным теориям присущи антифилософские тенден­ции. Они особенно характерны для неопозитивизма, к-рый объявляет проблемы Ф. псевдопроблемами, пы­тается заменить философский ана­лиз развития совр. знания и прак­тики анализом «языка науки», т. е. лингвистически-семантическим ана­лизом «внешних форм мышле­ния», — языка, знаковых систем вы­ражения мысли й т. д. Тем самым философия, по существу, ликвиди­руется как наука. Единственным путем развития Ф. как особой науки остается поэтому путь диалекти­ческого материализма, продолжаю­щего лучшие традиции миро­вой Ф.