Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Фурье Франсуа Мари Шарль (1772—1837) — фр. утопический со­циалист. Выходец из среды средней торговой буржуазии, долгое время был конторским и торговым служа­щим. Ф. выступил с глубокой и яр­кой критикой буржуазного об-ва, вскрыл противоречия между идея­ми идеологов фр. революции и дей­ствительностью, антагонизм нище­ты и богатства, моральную и физи­ческую деградацию большинства людей. При обосновании социалисти­ческого строя он исходит из поло­жений фр. материалистов о решаю­щей роли среды и воспитания для формирования человека. Все чело­веческие страсти и влечения (вкус, осязание, зрение, слух, обоняние, чувства дружбы, честолюбия, любви, отцовства, страсть к «интриге», стремление к разнообразию, к объ­единению в группы), черты челове­ческого характера сами по себе хо­роши. Нет нужды подавлять чело­веческие страсти. Порочен не чело­век, а об-во, в к-ром он живет. По­этому необходимо создать такой общественный строй, к-рый способ­ствовал бы полному удовлетворе­нию человеческих страстей, их раз­витию и расцвету. Осн. ячейкой будущего об-ва, как его рисует Ф., является фаланга, состоящая из нескольких производственных серий. Каждый член фаланги имеет право на труд. Добровольно и руковод­ствуясь своими интересами, люди вступают в те или иные производ­ственные группы. В фаланге устра­нен калечащий человека узкий про­фессионализм; каждый член фалан­ги в течение рабочего дня несколько раз переходит от одного вида труда к др., занимаясь каждым из них 1,5—2 часа. Благодаря всему этому труд превращается в потребность, становится предметом наслаждения. В результате об-во достигает высо­кого уровня производительности труда и изобилия материальных благ. Распределение в фаланге осу­ществляется по труду и таланту. Ценны догадки Ф. об уничтожении противоположности между умствен­ным и физическим трудом и между городом и деревней. Для Ф., как и для др. утопических социалистов, характерно непонимание историче­ской роли пролетариата, отказ от революции как средства преобразо­вания существующего об-ва. Он на­меревался добиться осуществления своих целей мирной пропагандой со­циалистических идей, в т. ч. и среди капиталистов (последним он предла­гал даже сохранить нетрудовой до­ход в размере '/» дохода фаланги). Осн. соч. Ф.: «Теория четырех дви­жений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всеобщего единства» (1822), «Новый промышленный мир и об­щественный мир» (1829).