Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Французский материализм 18 века — идейное движение, пред­ставлявшее новый и высший этап в развитии материалистической мысли не только в национальном, но и во всемирном масштабе — сра­внительно с материализмом 17 в. В отличие от англ. материализма 17 в., к-рый во многом отражал ком­промисс буржуазии и дворянства, Ф. м. был мировоззрением прогрес­сивной фр. буржуазии, его учения имели целью просвещение и идей­ное вооружение широкой части об-ва: буржуазии, ремесленников, буржуазной интеллигенции и пере­довой части аристократической ин­теллигенции. Корифеи Ф. м. — Ла-метри, Гельвеций, Дидро, Гольбах излагали свои философские взгляды не в форме ученых трактатов, на лат. языке, но на фр. языке, в форме широкодоступных изданий — слова­рей, энциклопедии, памфлетов, по­лемических статей и т. п. Идейными истоками Ф. м. были национальная материалистическая традиция, пред­ставленная в 17 в. Гассенди, а так­же — и гл. обр. — механистическим материализмом физики Декарта, и англ. материализм. Особенное зна­чение для Ф. м. получили учение Локка об опытном происхождении знания, критика декартовского уче­ния о врожденных идеях, а также материалистическое в целом пони­мание самого опыта. Не меньшим было влияние педагогических и по­литических идей Локка, согласно к-рому совершенство личности обусловливается воспитанием и поли­тическим устройством об-ва. Однако Ф. м. не просто усвоил локковскую теорию материалистического сенсуа­лизма и эмпиризма, но освободил ее от колебаний в сторону декартовско­го рационализма. Гл. научной опорой для фр. материалистов наряду с сохраняющей свое ведущее значе­ние механикой становятся также ме­дицина, физиология и биология. В силу этого в учениях фр. материа­листов был развит ряд новых по сра­внению с материализмом 17 в. идей. Наиболее значительными из них были элементы диалектики в учении о природе у Дидро. Еще более ори­гинальны этические и общественно-политические теории Ф. м. Продол­жая и в этой области дело Гоббеа, Спинозы, Локка, Ф. м. освобождает в значительной мере их этические учения и их общественно-политиче­ские воззрения от абстрактно-нату­ралистической узости: в отличие, напр., от Гоббеа, у к-рого руководя­щее человеком стремление к само­сохранению выводится из аналогии с механической инерцией физиче­ского тела, у Гельвеция и Гольбаха «интерес» рассматривается уже как специфически человеческий двига­тель поведения. Ф. м. отверг ком­промиссные формы пантеизма, деиз­ма и выступил с открытой пропаган­дой атеизма, основанного на выво­дах из науки о природе и человеке. Яркая, остроумная критика фр. ма­териалистами религии получила вы­сокую оценку у Ленина, к-рый ре­комендовал использовать образцы этой критики в совр. атеистической пропаганде. Сжатый, чрезвычайно богатый мыслями очерк истории Ф. и. дал К. Маркс в книге «Святое семейство». В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал, как велика была роль Ф. м. в выработке общих для всякого ма­териализма философских основ, а также разъяснил его теоретическую ограниченность: метафизичность и идеализм в объяснении явлений об­щественного разтвития и прогресса.