Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Хайдеггер Мартин (р. 1889) — один из основоположников и гл. представителей нем. экзистенциа­лизма. Защищал диссертацию у Рик-керта, был ассистентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Оренбурге. Осн. произведения X.: «Бытие и вре­мя» (1927), «Кант и проблема мета­физики» (1929), «Введение в мета­физику» (1953). В 1933 в речи при вступлении на пост ректора Орен­бургского ун-та признал идеологию национал-социализма. Осн. катего­рией идеалистической философии X. является «временность», пони­маемая им как внутреннее пережи­вание человека. Первичным X. счи­тает «настроение», т. е. формы сти­хийного, неразвитого сознания. Ап­риорными формами человеческой личности, по X., являются забота, тревога, страх и т. д. Эти формы со­ставляют субъективное бытие чело­века, к-рое X. называет «бытием — в мире». Поэтому учение об априор­ных формах принимает у X. вид учения о бытии (как «фундамен­тальная онтология»). Чтобы постичь «смысл бытия», человек должен от­решиться от всех практически-целе­вых установок, осознать свою «смертность», «"бренность». Лишь чувствуя себя постоянно «перед ли­цом смерти», человек, согласно X., в состоянии увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни и освободиться от «идолов общественного бытия» — целей, «идеалов», «научных абстракций». Философия X. сводит воедино ирра-ционалистические тенденции, имев­шиеся у Къеркегора, в филосо­фии жизни, феноменологии Гус­серля. Глубокий пессимизм, откро­венная враждебность науке делают экзистенциализм  X.  одним  из гл.

орудий соврем, идеологической ре­акции.