Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Фрейдизм — название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда (1856— 1939), австр. врача — невропатолога и психиатра. Фрейд, исследуя при­чины патологических процессов в психике, решительно отказался от вульгарно-материалистических в своей основе попыток объяснять из­менения содержания психических актов физиологическими причина­ми. Но одновременно он совершен­но отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объек­тивных методов исследования пси­хики и создал в целом произволь­ную, надуманную, субъективист­скую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее па­раллельно материальным процессам (Психо-физический параллелизм) и управляемое особыми, непознавае­мыми, вечными психическими си­лами, лежащими за пределами со­знания (бессознательное). Над ду­шой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфлик­ты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего поло­вому), к агрессии с «принципом ре­альности», к к-рому приспосабли­вается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд под­вергает психоанализу, т. е. истолко­вывает как проявление бессозна­тельных, и прежде всего сексуаль­ных, влечений. Так, идеальное — психическое (и прежде всего непо­знаваемое «Оно» — бессознательное) становится у Фрейда причиной ис­тории человечества, морали, искус­ства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Совр. сторонни­ки Ф. — неофрейдисты, представи­тели школ «культурного психоана­лиза» (Хорни, Кардинер, Алексан-дер, Фромм и др.) сохраняют нетро­нутой осн. идеалистическую линию 3. Фрейда, отказываясь лишь от тен­денции видеть во всех явлениях че­ловеческой жизни сексуальную по­доплеку и от некоторых др. методо­логически несущественных особен­ностей классического Ф. Фрейдист­ская концепция оказала и продол­жает оказывать большое влияние на различные области буржуазной культуры, и особенно заметное — на теорию и произведения буржуаз­ного искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в той области, от­куда начал свое развитие, — в нев­рологии и психиатрии.