Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Фатализм (лат. fatalis — роко­вой) — философская концепция, со­гласно к-рой в мире и в человече­ской жизни все предопределено роком и судьбой. Еще в древн. ми­фологии     было     распространено представление о господстве рока над людьми и даже над богами. В исто­рии философии концепция Ф. полу­чала различные интерпретации в за­висимости от того, как решался во­прос о свободе воли. В теории предо­пределения   (окказионализм,   пред­установленная   гармония)   и т.   п. человек понимался как безвольная игрушка бога или природы, однаж­ды заведенная и неспособная изме­нить предначертанный ход событий. Этой разновидности Ф., полностью отрицающей свободу воли, противо­стоит др. крайность — волюнтаризм. Религиозный Ф. (Ислам, Августин, Лютер, Кальвин и др.) с некоторы­ми оговорками признавал свободу воли человека, но никогда не мог примирить «добрую» волю бога со «злой» человеческой волей. Закон­ченное  выражение  Ф. получает в тех   философских   учениях,   к-рые проповедуют абсолютное повторение всех событий в каждом цикле кос­мического    круговорота    («вечное возвращение» у пифагорейцев, Ниц­ше и др.). Эта концепция рассмат­ривает случайность и свободу чело­века  как  орудие  и  предпосылку судьбы и тем самым признает, что человек   является   творцом   своей судьбы. Напр., в насквозь фатали­стичной   и   одновременно   волюн­таристской философии   Ницше   из «любви к року» вытекала «воля к власти». Исторически Ф. играл в це­лом реакционную роль. С одной сто­роны, понимание судьбы как дан­ного свыше «расписания» жизни че­ловека развивало пассивность, раб­ское   подчинение   обстоятельствам. С др. стороны, уверенность во все­могуществе высшей воли, ведущей «избранников  судьбы» к  неизбея;-ной победе и господству, обусловли­вала религиозный фанатизм.