Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Natura   naturans — лат.,   творящая, действующая   природа,   natura naturata — созданная    природа. Эти термины впервые употреб­лены в лат. переводе коммента­рия Аверроэса к работе Аристо­теля   «О  небе».   Впоследствип ими    пользуются    схоластики; напр., Иоапп Скот Эригена рас­сматривал бога как natura natu­rans. Оба понятия встречаются у Бруно, Спинозы и Шеллинга. У Спинозы natura naturans — это субстанция, a natura naturata г-мир отдельных вещей, модусов. У Шеллинга natura naturans — природа как активный творче­ский  субъект, предмет   изуче­ния для натурфилософии, в от­личие от природы как мертвого объекта, изучаемого естествен­ными науками.

Natura поп facit saltus — лат., при­рода не делает скачков. В таком виде фраза впервые встречает­ся у Линнея в его труде «Фило­софия ботаники». Однако само положение о постепенности раз­вития природы восходит к Ари­стотелю. Эта мысль встречается также у Лейбница.

Nervus probandi — лат., нерв доказа­тельства. Наиболее   убедитель­ный, решающий аргумент.

Nihil est in mtellectu, quod non prius fuerit in sensu — лат., нет ни­чего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях. Осн. тезис сенсуализма, сформулиро­ванный Локком. Лейбниц доба­вил к этому положению ограни­чение — nisi    mtellectus     ipse (кроме самого интеллекта), ука­зав тем самым на то, что разум обладает своими, независимыми от чувств, законами. Nosce te ipsum — лат., познай самого себя. Эти слова по-греч. высе­чены над входом в храм Апол­лона Дельфийского. Выражение приписывается Фалесу.

Nota notae est nota rei ipsius—лат., аксиома   силлогизма:  признак признака некоторой вещи есть признак самой вещи.

Notiones   communes — лат.,   также notitiae communes — общие по­нятия. Данные якобы человеку природой и потому общие для всех людей представления и по­пятил.