Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Язык — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникатив­ную (общения) функции в процессе человеческой деятельности. Я. мо­жет быть как естественным, так и искусственным. Под естественным Я. понимается Я. повседневной ншз-ни, слуя;ащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный Я. — Я., созданный людьми для к.-л. узких потребностей (Я. математической символики, Я. физических теорий, различные системы сигнализации и т. д.). Я. — явление социальное. Он возникает в ходе развития обще­ственного производства и является его необходимой стороной — сред­ством координации деятельности людей. По своей физиологической основе Я. выступает в функции вто­рой сигнальной системы, к-рую Пав­лов называл специфической добав­кой к человеческой психике. Яв­ляясь формой существования и фор­мой выражения мышления, Я. в то же время играет существенную роль в формировании сознания. Сознание не существует и не моя;ет существо­вать вне языковой оболочки. Язы­ковый знак, будучи по своей физи­ческой природе условным по отно­шению к тому, что он обозначает, тем не менее обусловлен социально содержанием сознания, к-рое в Я. выступает в качестве лингвистиче­ского содеря{ания (лексическое или грамматическое значение языкового знака). Я. является средством фик­сирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поко­ления к поколению. Только благо­даря  Я.  возможно   существование абстрактного   мышления.   Наличие Я. является необходимым условием обобщающей деятельности мышле­ния.   «Всякое   слово   (речь)   уже обобщает»   (Лепин).   Однако Я. и мышление   не  тождественны.  Раз возникнув, Я. является относитель­но самостоятельным, обладая спе­цифическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тояадества между поня­тием и словом, суждением и пред­ложением и т. д. К тому же Я. представляет   собой  определенную систему, «структуру», со своей внут­ренней    организацией,   вне   к-рой нельзя понять природу и значепие языкового знака. В последние деся­тилетия в связи с возрастанием роли теоретических  исследований повы­сился интерес к изучению законо­мерностей искусственных, формаль­ных языков, их логического синтак­сиса и логической семантики. Абсо­лютизируя   роль и значепие   этих исследований,  совр. неопозитивизм неправильно пытается свести всю проблематику    философских    ис­следований   к   логическому    ана­лизу Я.