Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Средневековая философия в стра­нах Западной Европы — философия западноевропейского феодального об-ва, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (5 в.) до возникновения ранних форм ка­питалистического об-ва (14—15 вв.). Падение античного рабовладельче­ского об-ва сопровождалось упадком философии. Античное философское наследие было утрачено и остава­лось до второй половины 12 в. неиз­вестным ученым Зап. Европы. Гос­подствующей идеологией стала ре­лигиозная: в Передней Азии, Аравии и арабоязычных странах — мусуль­манская, в Европе — христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское пра»-вославие). Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы к-рой лежали в основе.всех представлений о природе, мире и человеке. Разви­тие школ (светских и духовных), а с середины 12 в. и основание пер­вых ун-тов (в Италии, Англии, Че­хии, Франции) поставили перед фи­лософией задачу помочь церкви в философском объяснении и даже об­основании догматов веры. Филосо­фия на ряд веков стала «служанкой богословия». Роль эту она исполняла уже в деятельности апологетов — за­щитников христианства против язы­чества, затем в соч. «отцов церкви». Крупнейший из них на Западе — Августин (354—430) ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Другим — для Запада — источником влия­ния неоплатонизма, приспособлен­ного к задачам христианской идео­логии, стали вост. неоплатоники, в их числе т. наз. Лже-Дионисий Ареопагит (5 в.). Важную роль в формировании С. ф. сыграл Иоанн Скот, или Эригена. При объяснении догм веры перед средневековыми философами возникли сложные во­просы об отношении единичного к общему и о реальности общего. В за­висимости от способа их решения школьная философия, получившая название схоластики, выработала ряд т. зр., осн. среди к-рых стали вступившие в борьбу между собой учения реализма (Реализм средневе­ковый) и номинализма. Против кра;; ностей обеих т. зр. выступил в 12 в. Пьер Абеляр. С середины 12 в. гл. соч. Аристотеля были переведены на латынь. Встреченные церковью вна­чале враждебно, учения Аристотеля вскоре были признаны в качестве философской основы христианства. Отныне учители схоластики превра­щаются в толкователей и системати­заторов Аристотеля. Они приспособ­ляют аристотелизм к своим рели­гиозным и философским понятиям, догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля (напр., геоцентрическую систему, принципы его. физики), отвергают все поиски нового в науке. Гл. си­стематизаторами схоластики в 13 в. были Альберт Великий, Фома Аквин-ский и Иоанн Дуне Скотт. Наиболее высоко церковь оценила деятель­ность и учение Фомы: причислила его к кругу своих «святых», а во второй половине 19 в. объявила его учение своей официальной философ­ской доктриной (Иеотомизм). В 13 в. одновременно с тремя систематиза­торами схоластики действовали не­которые видные философы-ученые, крупнейшим из к-рых был Роджер Бэкон. В его учении уже звучит про­тест против социальных основ фео­дального об-ва. Развитие в 13 в. средневековых городов, ремесла и торговли, торговых путей, усилив­шиеся в ходе крестовых походов связи с Востоком привели к некото­рому подъему философии, и в част­ности номинализма, крупнейшим деятелем к-рого стал Уильям Оккам, а затем его последователи в париж­ской школе оккамизма. В С. ф. идей­ная борьба была не только борьбой внутри схоластики. Самой схоласти­ке противостояла мистика, к-рая ста­вила авторитет церкви и ее учений ниже, чем свидетельство личного чувства и субъективного сознания. В духовной жизни феодального об-ва мистика нередко становилась фор­мой оппозиции против официально­го и обязательного вероучения: лич­ное отношение верующего к богу переходило в критику и даже в борьбу против феодальной идеологии и феодальной общественной систе­мы. Но в мистике было и реакцион­ное крыло (Бернар Клервоский, Бонавентура). В 13 в. в С. ф. возник­ло сильное антисхоластическое дви­жение, оплодотворенное учением Аверроэса о смертности личной ду­ши и об общем для всех разуме. Его идеи мужественно развивал борец против схоластики в Парижском ун-те — Сигер Брабантский, злодей­ски убитый в 1282. Уже в начале 12 в. в целях подавления еретиче­ских, антицерковных выступлений и для борьбы против новых фило­софских идей были учреждены мо­нашеские ордена доминиканцев и францисканцев. Именно учеными этих орденов был осуществлен в 12 в. проект папы Григория IX — «исправить» в интересах католиче­ской идеологии учение Аристотеля. Несмотря на относительный подъем

С. ф. в 13 в., результаты ее более чем тысячелетнего развития оказа­лись скудными как для философии, так и для науки, т. к. даже крупные мыслители искали не столько исти­ну, сколько способы обоснования веры, а духовный режим средневе­кового об-ва сковывал инициативу и полет мысли тех, кто дерзал выйти за пределы этой задачи. Только воз­никновение нового, капиталистиче­ского способа производства и нового понимания практических и теорети­ческих задач науки постепенно осво­бодило мысль передовых людей за­падноевропейского об-ва из плена С. ф.