Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Суждение — мысль, выраженная в форме повествовательного предло­жения, в к-ром нечто утверждается об объектах и к-рая является объ­ективно либо истинной, либо ложной. Примеры С: «Все планеты об­ращаются вокруг Солнца», «Если число делится на 10, то оно делится и на 5», «Иванов сдаст экзамен на «отлично»». Два первых С. истинны. Третье может оказаться и ложным (если выяснится, что Иванов не сдал экзамен на «отлично»), хотя высказывавший эту мысль мог по­лагать, что он высказывает истину. Гипотеза также представляет собой С. и является объективно либо ис­тинной, либо ложной, хотя она еще и не доказана, и не опровергнута. Законы же науки — это С, истин­ность к-рых доказана. К числу С. не относятся мысли, к-рые не могут быть охарактеризованы с т. зр. исти­ны или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т. п.). С. можно подраз­делить на простые и сложные. В ка­честве простых в той или иной ло­гической системе рассматриваются такие, к-рые в пределах этой систе­мы являются неразложимыми на иные С. Сложные С. составляются из простых посредством различных логических связок (напр., союзов «и» (конъюнкция), «или» (дизъюнк­ция), «если... то» (импликация)). Истинность или ложность сложпых С. представляет собой функцию ис­тинности или ложности простых: зная значения простых С, мы мо­жем определять значения (истин­ность или ложность) сложных С. В традиционной формальной логике в качестве простых рассматривались обычно четыре вида С. (по отноше­нию к ним и была сформулирована Аристотелем его силлогистика): 1) общеутвердительные; их струк­тура выражается формулой «Все S суть Р», где S — знак субъекта С, Р — знак предиката С, а «суть» (есть) — связка; пример такого С: «Все жидкости упруги»; 2) общеот­рицательные; их структура: «Ни од­но S не есть Р»; пример такого С: «Ни один кит не есть рыба»; 3) част-ноутвердительные; их структура: «Некоторые S суть Р»; пример та­кого О: «Некоторые металлы жид­ки»; 4) частноотрицательные; их структура: «Некоторые S не суть Р»; пример такого С:  «Некоторые ме­таллы не окисляются». Учение о С. было подробно развито Аристотелем в трактатах «Об истолковании» и «Первой аналитике» (Высказыва­ние).