Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Существование — все многообра­зие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. С. вещей нельзя сводить ни к их внутренней сущно­сти, ни только к их бытию. Оши­бочны философские теории, к-рые ставили сущность, основание вещей выше их С, признавая это послед­нее чем-то низменным, случайным и кратковременным. Но ошибочна также и та теория, к-рая признает С. вещей выше их сущности, рассма­тривая последнюю либо как совсем несуществующую, либо как нечто непостижимое, недоступное для че­ловеческого познания и практики. Правильное воззрепие в этом вопро­се сводится к тому, что ни сущ­ность невозможна без С. (в этом случае получается представление о царстве полной неподвижности, не имеющее ничего общего с реальной жизнью природы и об-ва), ни С. не- -возможно без сущности (в этом слу­чае фиксируется лишь внешнее, беспокойное, случайное). Только единство С. и сущности, бытия и становления дает возможность по­нять все существующее.

Сущность — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в от­личие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием   тех   или   иных обстоя­тельств. Понятие «С.» очень важно для всякой философской системы, для различения их с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению.  Для объек­тивного   идеализма  бытие,  реаль­ность и существование находятся в зависимости   от   С.   вещей,   к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность, к-рая порождает собой все вещи и ими управляет   (Платон,   Гегель).  Для субъективно-идеалистических     на­правлений С. есть создание субъек­та, проецирующего С. вне себя и представляющего ее в виде вещей. Единственный  правильный  подход заключается в признании реально­сти объективной С. вещей,и ее от­ражения в сознании. С. существует не вне вещей, а в них и через них, как их общее гл. свойство, как их закон. А человеческое познание по­степенно овладевает С. объективно­го мира, все более углубляется в нее. Это знание используется для обратного воздействия на объектив­ный мир с целью его практического преобразования (ср. Действитель­ность, Реальность, Сущность и яв­ление).