Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Софистика — сознательное при­менение в споре или в доказатель­ствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, фор­мальной правильностью. Характери­зуя С. в отличие от диалектики, Ленин писал, что гибкость понятий, примененная субъективно, равна со­фистике (см. т. 38, с. 99). Характер­ными приемами С. являются: выры­вание событий из их связи, при­менение закономерностей одной группы явлений к явлениям др. группы, одной исторической эпо­хи—к событиям др. эпохи и т. д. Как в науке, так и в политике С. играет реакционную роль. Приме­ром С. могут служить буржуазные и реформистские теории народного капитализма, демократического со­циализма и т. д.

Софисты (греч. — мастер, худож­ник) — так называли древнегреч. фи­лософов, выступавших в роли про­фессиональных учителей «мудро­сти» и «красноречия» (5 в."до н. э.). С. не составляли единой школы. Об­щее а их взглядах — отказ от рели­гии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и со­циальный релятивизм. Осн. Группа С. («старшие» софисты) выступала на стороне рабовладельческой демо­кратии. Для них характерно в об­щем материалистическое понимание природы. Представители этой груп­пы— Протагор, Гиппий, Продик, Антифон — были первыми антич­ными просветителями — энциклопе­дистами. В центре их внимания стояли вопросы познания. Некото­рые С. приходили к скептическим вы­водам относительно бытия и его по­знания (Горгий). С, принадлежав­шие к аристократическомулагерю,— Критий, Гипподам — тяготели к фи­лософскому идеализму. С. прибегали в споре к приемам, получившим впоследствии название софистики. Особенно ярко эта тенденция про­явилась у поздних С. (4 в. до н. э.), превратившихся в учителей «мни­мой мудрости» (Аристотель).