Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Стадий теория—концепция амер. социолога У. Ростоу, изложенная в книге «Стадии экономического ро­ста. Некоммунистический манифест» (1960). Согласно этой концепции, история делится на пять стадий: 1) «традиционное общество», вклю­чающее все об-ва, вплоть до капита­лизма; оно характеризуется низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства; 2) «переходное общест­во», условно совпадающее с перехо­дом к домонополистическому капи­тализму; 3) «период сдвига», ха­рактеризующийся промышленными революциями и началом индустриа­лизации; 4) «период зрелости» (за­вершение индустриализации и воз­никновение высокоразвитых в про­мышленном отношении стран); 5) «эра высокого уровня массового потребления», достигнутая сейчас якобы лишь США. В С. т. действи­тельная основа исторического раз­вития — производственные отноше­ния — заменяется эклектическим взаимодействием различных факто­ров (технико-экономических, психо­логических, политических, культур­но-исторических и др.). Приняв за осн. фактор деления об-ва на ста­дии долю капитала в националь­ном доходе, Ростоу произвольно включает в «традиционное общест­во» различные общественно-эконо­мические формации и стирает каче­ственные отличия между ними. С. т. пытается отождествить каче­ственно различные по своей соци­альной сущности явления, втискивая их в рамки «индустриального об­щества» вообще (напр., попытки отождествить социалистическую и капиталистическую индустриализа­цию). Стремясь оправдать колониа­лизм и амер. капитализм, С. т. отри­цает необходимость социалистиче­ских революций, доказывает, что весь мир движется к «единому инду­стриальному обществу», представи­телем к-рого являются США, и тем самым пытается увлечь освободив­шиеся от колониального ига народы на путь капиталистического разви­тия. Концепция Ростоу претендует на видимость материалистической интерпретации   об-ва   и   пытается играть на внешнем сходстве с марк­сизмом (признание технико-эконо­мических факторов и др.). С. т. на­правлена против марксистского уче­ния об общественно-экономических формациях и возведена в ранг офи­циальной политической доктрины в ряде буржуазных государств. В своей философской основе она представляет субъективный идеа­лизм и волюнтаризм; эклектически признавая взаимодействие множе­ства различных факторов, она в ко­нечном счете переносит центр тя­жести на субъективный фактор, «свободный выбор» исторического пути, «свободное решение» и т. п.