Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Становление — философская ка­тегория, выражающая субстанци­альную изменчивость вещей и явле­ний — их непрерывный переход в другое. Классическим представите­лем концепции С. был Гераклит, вы­разивший свое понимание действи­тельности в формуле «все течет». Категория С. органически связана о диалектическим воззрением на мир: в ее основе лежит понимание лю­бой вещи, явления как единства про­тивоположностей — бытия и небы­тия; опа несовместима с метафизи­ческим представлением о возникно­вении и развитии как о простом ко­личественном увеличении и умень­шении. Диалектическое содержание категории С. подробно развил Ге­гель; в его философии категория С. выступает в качестве «первой исти­ны», составляющей «стихию» всего последующего развития логических определений идеи (категорий). С. как единство бытия и ничто выра­жает всеобщую абстрактную форму возникновения, порождения, суще­ствования любых вещей и явлений: не существует ничего такого, «что не было бы средним состоянием между бытием и ничто» (Гегель). В. И. Ленин в «Философских тетра­дях» подчеркнул важное значение приведенного гегелевского положе­ния.

Старогегельянцы — консерватив­ное крыло школы Гегеля в Герма­нии 30—40-х гг. 19 в.; пытались ин­терпретировать его учение в духе церковно-христианской ортодоксии. Первоначально С. (Гешель, Гинрихс, Габлер), пользуясь противоречивым и непоследовательным разграниче­нием философии и религии в геге­левской системе, отстаивали прин­цип синтеза разума и веры. Позд­ние С. (Вейсе, И, Фихте-младший) строили свое учение в противовео радикальному младогегельянству. Они настаивали на необходимости «поправить» Гегеля в духе шеллин­говской «философии тождества» и теодицеи Лейбница. Занимали кон­сервативную политическую позицию.