Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Спиноза Барух (Бенедикт) (1632—77)—нидерландский фило­соф-материалист. За религиозное свободомыслие был отлучен от ев­рейской церковной общины Амстер­дама. Гл. работы — «Богословско-политический трактат» и «Этика». С. — создатель геометрического ме­тода в философии. Учение С. сложи­лось в исторической обстановке, сде­лавшей Нидерланды после освобож­дения от ига исп. феодальной мо­нархии передовой капиталистиче­ской страной. Вместе с передовыми умами века — Ф. Бэконом и Декар­том С. целью знания считал завое­вание господства над природой и совершенствование человека. Уче­ние своих предшественников С. до­полнил учением о свободе: он по­казал, как возможна — в рамках необходимости — человеческая сво­бода. При решении этой задачи опо­рой для С. стало его учение о при­роде. В противоположность дуализ­му Декарта, С. считал, что сущест­вует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждаю­щаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее на­зывал, бог. От субстанции — бытия необусловленного С. отличает. мир отдельных конечных вещей (моду­сов) — как телесных, так и мысля­щих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконеч­ный ум мог бы постигать бесконеч­ную субстанцию во всех ее видах, пли аспектах. Но наш конечный че­ловеческий рассудок постигает сущ­ность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как «протя­жение»   и  как  «мышление».  Это атрибуты субстанции. Учение С. об атрибутах субстанции в целом мате­риалистично, но метафизично, т. к. движение С. не считает атрибутом субстанции. На этих положениях С. построил учение о человеке. Соглас­но С, человек — существо, в к-ром модусу протяжения — телу — соот­ветствует модус мышления — душа. И по тому и по др. модусу человек — часть природы. В учении о модусе души С. свел всю сложность психи­ческой жизни к разуму и к стра­стям, или аффектам, — к радости, печали и вожделению. Волю он отождествил с разумом. Поведением человека движет, по С, стремление к самосохранению и к собственной выгоде. С. отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал во­лю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной сво­боду как поведение, основывающее­ся на познании необходимости. Од­нако, по учению С, свободной может быть не масса, но лишь мудрец. Та­кое понимание свободы абстрактно и антиисторично. В учении о по­знании С. продолжает линию ра­ционализма. Он возвысил знание ин­теллектуальное, основывающееся на уме, над низшим видом знания — чувственным и принизил роль опы­та. Высшим видом интеллектуально­го знания он признал непосредствен­ное усмотрение истины, или интуи­цию ума. При этом критерием исти­ны он объявил — вслед за Декар­том — ясность и отчетливость. Ве­лика роль С. в развитии атеизма и свободомыслия — религиозного и научного. Цель религии — не позна­ние природы вещей, а лишь настав­ление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни го­сударство не должны посягать на свободу мысли. В учении об об-ве С. — продолжатель Гоббса. В отли­чие от последнего, высшей формой власти он считал не монархию, а де­мократическое правление и ограни­чивал всевластие государства тре­бованиями свободы. С. оказал силь­ное влияние на метафизический ма­териализм 17—18 вв., а его религиоз­ное свободомыслие — на  развитие последующего атеизма. Высокую оценку философским взглядам С дал Энгельс: «Нужно признать ве­личайшей заслугой тогдашней фи­лософии... что она, начиная от Спи­нозы и кончая великими француз­скими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него са­мого, предоставив детальное оправ­дание этого естествознанию будуще­го» (т. 20, с. 350).