Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Социология — учение об об-ве и законах его развития. Возникнове­ние социологических учений отно­сится к глубокой древности. Еще Мо-цзы, Демокрит, Платон, Аристо­тель, Эпикур, Лукреций пытались выяснить причины изменений в об-ве, движущие стимулы в жизни людей, причины общественных по­трясений, происхождение государ­ства и права, формы идеального общественного и государственного строя и т. д. В эпоху феодализма возникли религиозные социологи­ческие учения, основанные на догматах церкви и защищавшие ее интересы (Августин, Фома Ак­винский). В период разложения феодализма и зарождения капита­лизма развивались социологическиа учения, направленные против тео­логического понимания истории и об-ва (Ибн-Хальдун, Макиавелли). В 17—18 вв. впервые делаются по­пытки объяснить историю как зако­номерный процесс (Вико, Монтескье, Вольтер, Руссо, Гердер); их социоло­гические воззрения выступают в форме философии истории. В эпоху восходящего развития капитализма ряд буржуазных историков (Тьерри, Гизо, Минье) высказывают отдель­ные глубокие мысли об обществен­ной закономерности и борьбе клас­сов. Вершиной социологической мысли в домарксистскую эпоху яви­лась диалектическая концепция Ге­геля, изображавшая историю как закономерный, необходимый про­цесс. В дальнейшем Конт (ему при­надлежит термин «социология») пы­тался создать на идеалистической основе «научную социологию», дол­женствующую открыть вечные и не­изменные законы человеческого об-ва, подобные законам естество­знания. До возникновения марксиз­ма буржуазная С. в целом, несмотря на отдельные верные мысли, харак­теризовалась идеалистическим и ме­тафизическим подходом к объясне­нию общественных явлений. До-марксовы теории усматривали глав­ную причину исторической деятель­ности людей в идейных побуяще-ниях, лающую материальную основу об-ва в в связи с ней раскрыть его зако­номерности, не учитывали деятель­ность народных масс. Роль народ­ных масс и их борьбы против отно­шений эксплуатации подчеркивали революционные    демократы — Гер­цен, Чернышевский и др. Подлинно научная   С. — исторический   мате­риализм — была создана Марксом и Энгельсом, к-рые выделили действи­тельную определяющую материаль­ную основу об-ва — производствен­ные отношения, открыли объектив­ные законы истории и об-ва, пока­зали развитие об-ва как естествен-ноисторический процесс  смены об­щественно-экономических     форма­ций, научно предсказали неизбеж­ность  смены  капитализма  комму­низмом.  Борясь против  историче­ского материализма, буржуазная С. второй половины  19 в. и начала 20 в. противопоставила ему различ­ные антинаучные социологические школы (психологическая, органиче­ская,   географическая,   биологиче­ская, расистские и др.). Эти школы обосновывали вечность капитализма, колониализма,     пропагандировали расовое неравенство. Совр. бурясуаз-ная С. в еще большей степени осно­вана на идеализме и метафизике. Она, как правило, отвергает объек­тивные общественные закономерно­сти, исторический прогресс,   само понятие социальной эволюции, от­казывается от прогрессивных идей прошлого, защищает отживший ка­питализм, борется против идей со­циализма и коммунизма. Для совр. буржуазной С. характерны также иррационализм и агностицизм, что выражается в идее невозможности создания   общей    социологической теории, в отрицании научного пред­видения и возможности планомер­ного руководства об-вом, культиви­ровании эмпиризма. Все эти черты с наибольшей силой воплотились в буржуазной социологии США. Совр. буржуазная С. разбилась на множе­ство специализированных областей (индустриальная   С,   С.   деревни, семьи, душевных болезней, мелких групп — микросоциология  и т. Д.), Исследования эмпирической социо­логии ставятся на службу буржуаз­ного государства и монополий, ча­сто используются в военных целях и для разжигания «холодной вой­ны». В области методологии совр. буржуазная С, как правило, харак­теризуется тенденцией к эклектиче­скому плюрализму, отрицающему наличие единства об-ва, определяю­щей его основы, отстаивающему хаотическое взаимодействие множе­ства факторов. Задача марксистской С. в настоящее время состоит в том, чтобы, руководствуясь методом исторического материализма, дать конкретно-научное исследование ак­туальных вопросов совр. историче­ской эпохи: строительство коммуни­стического об-ва, формирование но­вых отношений между людьми, но­вого быта, морали и т. п.