Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Энгельс Фридрих   (1820—95) — вождь и учитель пролетариата, в содружестве с К. Марксом создав­ший марксистское учение,  теорию научного  коммунизма, философию диалектического   и   исторического материализма. Родился в г. Бармене (Германия). С  юношеских лет Э. стремился к участию в борьбе за преобразование существующих от­ношений. С осени 1841 он проходил военную службу в Берлине, а в сво­бодное время слушал лекции в ун-те. Примыкал к левому крылу младо­гегельянцев. В это время Э. высту­пил с яркой и глубокой критикой реакционно-мистических идей Шел­линга   («Шеллинг  и  откровение», 1842, и др.). Одновременно оп крити­кует и Гегеля  за  консервативные выводы и противоречия его идеали­стической диалектики.   Подлинный же перелом в воззрениях Э. произо­шел в Англии, куда он переехал по настоянию отца, чтобы заняться изу­чением коммерции. Столкпувшись с жизнью рабочего класса наиболее развитой тогда   капиталистической страны,  Э.  глубоко  задумывается над причинами невыносимого эконо­мического положения пролетариев, над их политическим бесправием, изучает     недостатки     идеологии, вскрывшиеся в ходе чартистского движения с его утопическими по­мыслами о добровольном отказе ка­питалистов от власти. Результатом явились работы «Наброски к кри­тике политической экономии» (1844), к-рую Маркс   назвал гениальным наброском критики экономических категорий, и «Положение рабочего класса в Англии» (вышла в 1845). В этих работах Э. научно обосновы­вал великое будущее и историче­скую миссию пролетариата, первым показал, что пролетариат не только страдающий, но и борющийся за свое освобождение класс. В Англии Э. становится социалистом. Вскоре он покидает Англию и в 1844 в Па­риже лично встречается с Марксом. Эта встреча положила начало глу­бокой и трогательной дружбе двух величайших людей, в основе к-рой лежала общность идей и практиче­ской борьбы за освобождение про­летариата   от   капиталистического рабства. Написанные ими в 1844—40 работы  «Святое семейство» и «Не­мецкая идеология» посвящены кри­тическому    переосмыслению    гос­подствовавших тогда  философских взглядов Гегеля, Фейербаха и их учеников и разработке основ диа­лектического и исторического мате­риализма. Наряду с этим Маркс и Энгельс ведут огромную практиче­скую работу по организации «Союза коммунистов», развившегося затем в революционную партию пролета­риата. В 1847 Э. пишет проект про­граммы «Союза» — «Принципы ком­мунизма»,  на  основе  к-рого  соз­дается затем «Манифест Коммуни­стической партии» (1848), возвестив­ший рождение целостного марксист­ского учения, научной   идеологии рабочего класса.  Большую роль в пропаганде   теории   пролетарской борьбы и сплочений демократиче­ских  сил  сыграла журпалистская деятельность Э. В событиях 1848—49 в Германии Э. получает боевое кре­щение, лично сражаясь на стороне революционных войск. После пора­жения революции он покидает ро­дину с последними отрядами пат­риотов. В последующие годы, живя в эмиграции, оп обобщает опыт не­мецкой революции в работах «Кре­стьянская  война   в   Германии»   и «Революция  и  контрреволюция   в Германии»,   раскрывая   роль   кре­стьянства  как   союзника пролета­риата и разоблачая предательство буржуазии. Переехав в Апглию, где поселился и'Маркс, Э. активно уча­ствует в рабочем двия5онии, в соз­дании I Интернационала и борьбе с мелкобуржуазными оппортунисти­ческими  и  анархическими  взгля­дами. С этого времени Э. па протя­жении четырех десятилетий оказы­вает всемерную помощь Марксу в работе над «Капиталом», а второй и третий тома издает сам, уже пос­ле смерти своего великого друга, проделав над ними огромную иссле­довательскую работу.  В то время как Маркс основное внимание уде­лял работе над  «Капиталом»,   Э. продолжал трудиться над  всесто­ронним обоснованием и развитием философии диалектического и исто­рического материализма. Его вклад в обоснование философии марксиз­ма огромен. Такие произведения Э., как «Людвиг Фейербах и конец не­мецкой   классической   философии», «Анти-Дюринг»,      «Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства», и др. по настоящее вре­мя остаются классическим изложе­нием сущности и значения маркси­стской философии.  Особенно боль­шая заслуга принадлежит Э. в при­менении идей диалектического ма­териализма к естествознанию. Поло­жения, высказанные Э. в книгах «Людвиг   Фейербах...»,    «Анти-Дю­ринг» и особенно «Диалектика при­роды», — это идеи, глубина   к-рых начала постигаться лишь много де­сятилетни   спустя. Мн. фундамен­тальные открытия пауки 20 в. были, по существу, предсказаны Энгельсом (напр., представление о неразрывно­сти материи и движения и связан­ное с этим учение о единстве про­странства и времени; о неисчерпае­мости  форм  материи  и сложном строении   атома;   критика   теории «тепловой смерти» вселенной; о жиз­ни как форме движения  материи, возникшей на определенной ступени развития неорганической  природы, и т. д.).  Разносторонние познания позволили    Энгельсу    разработать стройную   систему  классификации наук, положив в основу специфики каждой из дисциплин объективные формы движения материи. С этим связаны и решительный отказ Э. от навязывания философии несвойст­венной ей роли науки наук и под­черкивание   ее   методологического значения. Э. дал философии комнас для ориентировки в бесчисленных школах и системах прошлого, сфор­мулировав осп. вопрос философии, показав   ее   классовый   характер. Чрезвычайно важны вклад Э. в раз­витие  теории познания и критика им   агностицизма.    Непреходящее значение имеет постановка и разра­ботка Э. ряда вопросов диалектиче­ской логики. Развивая осн. положе­ния   исторического   материализма, он много внимания уделяет критике вульгарных представлений о мате­риалистическом понимании истории. Э. доказывает, что  определяющая роль экономических условий жизпи людей нисколько не умаляет роли идей, а также роли личности в исто­рии, борется против   механистиче­ских представлеппй о связи и взаи­моотношении базиса и идеологиче­ской надстройки и т. д. Огромный интерес проявлял Э. к революцион­ному движению в России, предска­зывая близость рус. революции и возлагая на нее большие надежды. До последней минуты жизни Э. уча­ствовал в политической жизни Ев­ропы и наряду с Марксом был при­знанным вождем рабочего движения, продолжая оставаться «советником и руководителем   европейских со­циалистов» (В. И. Ленин, т. 2, с. 12). Имя и дела Энгельса принадлежат векам.