Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Эмпириокритицизм («критика опыта») или махизм — субъек­тивно-идеалистическое течение, ос­нованное Авенариусом и Махом. Считая осн. законом познания «эко­номию мышления», Э. «очищает» понимание опыта от понятий мате­рии (субстанции), необходимости, причинности и т. д., как «априор­ных апперцепции» (рассудочных понятий), якобы незаконно привно­симых в опыт. В итоге Э. выдвигает представление о мире как совокуп­ности «нейтральных элементов», или ощущений. Вводя учение о «принципиальной координации», т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, Э. превращается в систему субъективного идеализма. Э. — воз­рождение берклианства и юмизма, прикрываемое требованием ней­тральности в философии. Э. был связан также с кризисом в физике, со школой «физического» идеализ­ма. Критикуя Э., В. И. Ленин в ра­боте «Материализм и эмпириокри­тицизм» раскрыл реакционную со­циальную роль этого философского течения, его связь с фидеизмом. Э. выступал в качестве разновидно­сти позитивизма («второй позити­визм»). Наряду с Авенариусом и Махом к Э. принадлежали И. Пет-цольдт, Ф. Карстаньен, Р. Вилли, Ф. Адлер, Богданов, В. Базаров и др. Продолжением  «антиметафизпческого» учения Э. стал неопозити­визм.