Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Эпикур (341—270 до н. э.) — греч. философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Э. отрицал вмешатель­ство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, об­ладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Лев-киппа — Демокрита, Э. вносит в него оригинальные изменения: для объ­яснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом про­странстве с одинаковой скоростью, он   вводит   понятие   спонтанного (внутренне обусловленного) «откло­нения» атома от прямой линии. Это основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости со слу­чайностью, шаг вперед по сравне­нию  с механическим  детерминиз­мом Демокрита. В теории познания Э. — сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т. к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолковапия ощуще­ний. Возникновение ощущений Э. объясняет    наивно-материалистиче-ски: от поверхности тел исходит не­прерывный поток мельчайших ча­стиц «идолов», проникающих в орга­ны чувств и вызывающих  образы вещей. Познание имеет целью осво­бодить человека от невежества и суеверия, страха  перед  богами и смертью, без чего невозможно сча­стье. В этике Э. обосновывает разум­ное наслаждение, в основе к-рого ле­жит   индивидуалистический   идеал уклонения от страданий и достнже-нпя спокойного и радостного состоя­ния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия. Материалисти­ческое учение Э. искажалось в идеа­листической философии (напр., Ге­гелем) .