Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Человек — общественное суще­ство. С т. зр. биологической, в плане естественных предпосылок своего возникновения, Ч. рассматривается как высшая ступень развития жи­вотных на земле. Он отличается от самых развитых животных созна­нием, членораздельной речью. В то время как поведение ясивотного пол­ностью определяется инстинкта­ми — реакциями на окружающую среду, поведение Ч. непосредствен­но определяется мышлением, чув­ствами, волей, степенью познания законов природы, об-ва, самого себя. Абсолютизируя эту особенность че­ловеческого поведения, идеалисты видят сущность Ч. в разуме, в субъ­ективных осознанных стремлениях, религиозности и т. д. В действитель­ности коренное отличие Ч. от жи­вотного заключается прежде всего в том, что Ч. производит орудия тру­да с целью воздействия на природу и преобразования ее. В то время как животное приспосабливает себя к природным условиям, Ч. в акте про­изводства приспосабливает природу к себе. Ч. пе может существовать от­дельно   от др. людей, он форми­руется в определенных обществен­ных условиях. «...Сущность челове­ка, — писал К. Маркс, — не есть аб­стракт, присущий отдельному инди­виду. В своей действительности она есть совокупность всех обществен­ных отношений» (т. 3, с. 3). Мар­ксизм впервые объяснил, что дей­ствительные  объективные  мотивы, определяющие деятельность Ч., ко­ренятся в последнем счете  в  ма­териальных   условиях  его  жизни. Специфические черты Ч., выражаю­щие его сущность как «человека», — сознание, духовная жизнь, способ­ность пользоваться самыми разно­образными  орудиями  труда и др. есть продукт общественного труда. На место старых философских уче­ний о «человеческой природе» во­обще марксизм поставил учение о конкретной природе Ч., обусловлен­ной конкретно-историческим строем об-ва. Вместе с тем на любой отдель­ной ступени об-ва Ч. является про­дуктом развития всего человечества, усваивая и перерабатывая приобре­тенные на всем протяжении истории результаты. Формы усвоения всей предшествующей культуры, особен­ности  влияния на Ч. исторически данных   общественных   отношений определяются в конечном счете ха­рактером   производства.   В   усло­виях разделения труда, присущего классово антагонистическим форма­циям, Ч. не мог свободно развивать свои физические и духовные воз­можности, он неизбежно развивался односторонне, что нашло свое выра­жение прежде всего в противопо­ложности менаду умственным и фи­зическим трудом, Ч. превращался (как это происходит при капитализ­ме) в придаток машины и т. п.; большинство людей в лице трудя­щихся масс подвергалось эксплуата­ции, изолировалось от активной об­щественной жизни, от накопленных культурных ценностей. Лишь при со­циализме и особенно при коммуниз­ме Ч. получает все возможности для всестороннего развития, для макси­мального проявления и развития своих индивидуальных задатков и наклонностей.