Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Ценности — свойства материаль­ных объектов и явлений обществен­ного сознания, характеризующие их значение для об-ва, класса и чело­века. Материальные объекты пред­ставляют собой различного рода Ц. потому, что на них направлен чело­веческий интерес того или иного рода (материальный, экономиче­ский, духовный). Напр., стакан, бу­дучи инструментом для питья и тем самым   полезным  человеку, представляет собой материальную Ц., т. е. потребительную стоимость, благо. Являясь продуктом человече­ского труда, он, как товар, обладает экономической Ц., стоимостью. Если стакан представляет собой предмет искусства, то он наделен еще и эс­тетической Ц., красотой. Во всех этих отношениях стакан выступает не просто как материальный пред­мет, но и как общественное явле­ние: предмет потребления, товар, произв. искусства — и является объ­ектом человеческого интереса. Точно так же и явления общественного со­знания, идеи представляют собой Ц. В них люди выражают в идеологиче­ской форме свои интересы. Напр., идея о коммунизме воплощает в себе интересы, устремления и жела­ния народных масс, волю трудя­щихся и практическую цель ком­мунистических партий. Как цель и объект устремлений, как мечта, на­правляющая действия масс людей, идея о коммунизме является нашим социальным идеалом, или духовной Ц. У буржуазии нет таких идеалов, в чем проявляется ее духовный кри­зис. Помимо материальных, эконо­мических и эстетических Ц. суще­ствуют еще моральные, правовые, политические, культурные, истори­ческие Ц. Поступки людей и обще­ственные явления могут представ­лять собой моральное добро или зло (нравственные Ц.) и быть объектом одобрения или осуждения. С целью направления и регулирования пове­дения людей об-во создает целую си­стему моральных представлений — идеалы, принципы, оценки. Это тоже моральные Ц. Ценностные представ­ления не только отражают какую-то реальность, не только являются зна­нием о чем-то, но и направляют дея­тельность людей, т. е. имеют практи­ческий характер. Поэтому в классо­вом об-ве они имеют ярко выражен­ную классовую природу. Так, борьба Коммунистической    и   буржуазной идеологий — это вместе с тем борьба противоположных систем Ц. Приро­ду Ц. изучает аксиология.