Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Этика (греч. — обычай) — наука о морали. Э. включает в себя норма­тивную Э. и теорию морали. Первая исследует вопрос о благе, добре, зле и т. д., вырабатывает моральный ко­декс поведения, показывает, что до­стойно стремлений, какое поведение является   хорошим, в   чем   смысл жизни.  Теория   морали исследует сущность морали, ее возникновение и развитие, закономерности, опреде­ляющие моральные нормы, их исто­рический характер. Нормативная Э. и теория морали неотделимы друг от друга. В последнее время получи­ла  развитие метазтика, исследую­щая  этические  высказывания,  их отношение к истине, структуру, по­строение этической теории. Мета-этика — порождение    совр.   эпохи, когда науки обратились к логиче­скому анализу своих средств. Э. не следует отождествлять с действую­щей, «практической» моралью, нрав­ственностью,   она — наука,   учение о них. Мораль возникла раньше Э. Первая существовала уже в те вре­мена, когда был первобытнообщин­ный строй, а Э. появилась в период становления       рабовладельческого об-ва. Э. была элементом философ­ских учений, философской теорией. Со времени ее возникновения в ней шла борьба  между материалисти­ческим  и   идеалистическим  пони­манием морали. Домарксовские ма­териалисты не могли понять дей­ствительных   объективных   законо­мерностей развития морали. Но они вели борьбу с теологическими взгля­дами в Э. Они подвергали критике понимание теологами и идеалистами смысла  жизни,  отстаивали  мысль о «земном» происхождении и источ­нике моральных норм. Вклад в эти­ческое  осмысление действительно­сти в древн. время внесли чарваки (Индия), Ян Чжу и Лао-цзы  (Ки­тай), Демокрит, Эпикур, Аристотель (Греция)  и др. Большой вклад в развитие этических идей был сделан в период становления и укрепления буржуазного строя. Идеологи рево­люционной в то время буржуазии Спиноза, Руссо, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Фейербах придавали реше­нию проблем Э. большое значение. Хотя такие философы, как Кант и Гегель, отстаивали идеалистическое понимание морали, они высказали ряд  ценных   этических  взглядов. Серьезный вклад в Э. сделали революционные демократы России, осо­бенно Белинский, Герцен, Добролю­бов, Чернышевский. Они, а также социалисты-утописты   Запада   (Фу­рье, Сен-Симон, Оуэн и др.), мечтая о   справедливом   об-ве,   пытались предсказать и нарисовать новые мо­ральные отношения между людьми. Марксистская Э. впитала в себя то цепное, что имелось в этических тео­риях прошлого. Ее возникновение было поворотным пунктом в разви­тии Э. Прежние этические  учения были идеалистическими. Философы прошлого полагали, что достаточно изменить уровень сознания людей — просветить  их  или  преобразовать форму государственного правления, чтобы распространилась та мораль, к-рая ими проповедовалась. Маркс и Энгельс показали, что мораль опре­деляется   экономическим  и   обще­ственным строем,   что  она имеет исторический характер. Своим уче­нием о коммунизме они обосновали действительные   пути   к   счастью, справедливости  и  свободе.  Новый этап в развитии Э. связан с именем Ленина. Обогащению марксистской Э. содействовали также Плеханов, Лафарг, Бебель,  Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др.  Этическим проблемам в период социализма и становления коммунизма было уде­лено большое внимание на XX и XXII   съездах   КПСС в докладах Н. С. Хрущева и в выступлениях делегатов,   в   решениях   съездов. Строительство   коммунизма   поста­вило новые проблемы перед Э., к-рая все более превращается в самостоя­тельную пауку. Моральный кодекс строителей коммунизма, сформули­рованный в Программе КПСС, имеет большое значение для дальнейшего развития марксистской Э. (Мораль коммунистическая). Совр. буржуаз­ная Э. переживает кризис. Принципы буржуазной Э. основываются на ме­тафизических   и   идеалистических теориях.  По этическим проблемам много  пишут неотомисты и экзи­стенциалисты. Неопозитивисты же уходят от собствеипо этической про­блематики в логико-семантическую. Главенствующая в буржуазной Э. тенденция — абстрактно-метафизи­ческая постановка вопросов о гу­манности, справедливости, добре без обращения к жизни, поиски «абсо­лютных» этических ценностей, един­ственной целью к-рых по-преяшему остается защита и сохранение ка­питалистического строя. Особенно­стью буржуазной Э. является пропо­ведь индивидуализма, борьба против принципа коллективизма. Наряду с распространением неотомистского морального догматизма происходит усиление морального релятивизма, пытающегося доказать невозмож­ность научной Э.