Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Эстетика — наука о закономерно­стях эстетического освоения челове­ком мира, о сущности, законах раз­вития, общественно-преобразующей роли искусства как особой формы этого освоения. Э. зародилась около 2,5 тыс. лет назад, в эпоху рабовла­дельческого об-ва — в Египте, Вави­лоне, Индии и Китае. Большое раз­витие получила в античной Гре­ции — в трудах Гераклита, Демо­крита, Сократа, Платона, Аристотеля и др., в древн. Риме — в работах Лукреция Кара, Горация и др. В борьбе с мистическими учениями зап. средневековья о «божественной красоте» (Августин, Фома Аквин­ский) развивались гуманистические, реалистические тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберти, Лео­нардо да Винчи, А. Дюрер, Д. Бру­но, М. Монтень и др.). Преодолевая реакционные идеи аристократиче­ской Э., утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Про­свещения (Бёрк, Хогарт, Дидро, Рус­со, Винкельмаи, Лессинг, Гердер и др.), а также продолжатели их тра­диций Шиллер и Гёте. Несмотря на то что классикам нем. философии конца 18 — начала 19 в. Канту, Шеллингу, Гегелю удалось добить­ся известных успехов в попытках дать диалектическую трактовку ряда важных  вопросов  Э.,  их  идеали­стическим теориям была присуща глубокая противоречивость. Эта про­тиворечивость в ряде вопросов пре­одолевается в трудах Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролю­бова. Разработка революционно-де­мократической   Э. закономерностей реалистического искусства, принци­пов идейности и народности, а такя^е ее борьба против теории  «чистого искусства» послужили теоретической осповой   художественного    метода критического реализма. Т. обр., весь ход истории Э. представляет собой борьбу материализма и идеализма, отражающую борьбу прогрессивных и реакционных классов и сил  па каждом историческом этапе разви­тия об-ва. Идеалисты рассматривали эстетические явления как порожде­ние духа; материалисты же искали объективные основы эстетического в природе и жизни человека; однако и   домарксовский   материализм   в силу своего созерцательного харак­тера не мог создать научпой Э. С воз­никновением марксизма в Э. произо­шел   революционный  переворот, в ходе к-рого на область эстетических исследований были распространены материалистическое  понимание за­конов исторического развития и диа-лектико-материалистическая гносео­логия.  Это  явилось  теоретической основой для всесторонней разработ­ки кардинальных эстетических про­блем, для борьбы против буржуаз­ных и ревизионистских извращений в области Э. Проблематика и задачи марксистско-ленинской   Э.   опреде­ляются гл. обр. тем, что ее специфи­ческий        предмет — эстетическое освоение человеком мира — состоит из трех неразрывно связанных ме­жду собой сторон: 1) эстетического в   объективной   действительности; 2) субъективно-эстетического (эсте­тическое сознание); 3) искусства. Э. изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом един­стве. В противоположность идеали­стическим  и вульгарпо-маториали-стическпм   теориям,   марксистско-ленинская Э. определяет объектив­ную основу эстетического освоения мира как творческую, практически-целенаправленную деятельность лю­дей, в к-рой свободно, всесторонне и гармонически раскрываются их об­щественная сущность и созидатель­ные силы, направленные на преоб­разование  природы и  об-ва.  Осн. эстетические   категории — прекрас­ное и безобразное, возвышенное И низменное,  трагическое  и  комиче­ское, героическое, пошлое — раскры­ваются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каж­дой из областей общественного бы­тия, человеческой жизни — в произ­водственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отно­шении к природе, в культуре и быту и т. д. Субъективная сторона эстети­ческого       освоения — эстетические чувства, вкусы, оценки, пережива­ния, идеи, идеалы — рассматривает­ся   марксистско-ленинской  Э.  как специфическая форма отражения и воплощения объективных эстетиче­ских процессов и отношепий. Э. ис­следует пути возникновения у че­ловека многообразных эстетических переяшваний — эстетическое  насла­ждение прекрасными плодами чело­веческой созидательной деятельно­сти, радость борьбы за возвышенные цели свободы и счастья народа, от­вращение, вызываемое безобразны­ми, пошлыми сторонами порабощаю­щих его условий и т. д. Марксист­ско-ленинская Э. является теорети­ческим обоснованием практической деятельности КПСС по эстетическо­му воспитанию  советского народа, проявляющемуся как в формирова­нии передовых, развитых эстетиче­ских чувств и вкусов, так и в борьбе со всяческими влияниями буржуаз­ных пережитков в области эстетиче­ского сознания. Искусство, художе-ствеппое творчество входят в пред­мет Э. как его наиболее существен­ная  сторона.  Рассматривая искус­ство как единство творчества по за­конам красоты и художественного сознания и отражения, марксистско-ленинская Э. характеризует его как особую форму освоения мира. Ис­следуя сущность искусства и его за­кономерности,  Э.  тесным  образом связана   со   всеми   специальными, теоретическими   и   историческими, науками   об   искусстве.   Но   Э. — наука философская. Она изучает об­щие   закономерности   эстетических отношений человека к действитель­ности (в т. ч. и искусства), в отли­чие   от   искусствоведческих   наук, к-рые интересуются именно и только искусством. Являясь, как и филосо­фия, мировоззренческой наукой, Э. ставит во главу угла своей пробле­матики решение вопроса об отноше­нии эстетического сознания и ис­кусства к общественному бытию, к человеческой жизни. Руководствуясь материалистическим решением это­го вопроса,   марксистско-ленинская Э.   научно   раскрывает   различные стороны природы искусства и про­цесса  художественного творчества: происхождение искусства, его сущ­ность и связь с др. формами обще­ственного сознания, партийность и народность искусства, его историче­ские   закономерности,   особенности художественного    образа,   взаимо­связь содержания и формы в искус­стве, художественный метод и стиль, осн.   принципы   социалистического реализма, его общественно-преобра­зующее  значение  в строительстве коммунизма и т. д. Гл. задача мар­ксистско-ленинской Э.  заключается в глубоко научном анализе и обоб­щении эстетических процессов совр. эпохи, в активном участии в реше­нии выдвинутой XXII съездом КПСС задачи   формирования  всесторонне развитой,  гармонической  личности коммунистического об-ва.