Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Экзистенциализм (лат. existen-tia — существование) — философия существования — пррационалисти-ческое направление в совр. буржуаз­ной философии, возникшее (после 1-й мировой войны — в Германии, затем во Франции; после 2-й ми­ровой войпы — в др. странах, в т. ч. и США) как попытка создания но­вого мировоззрения, отвечающего настроениям буря«уазной интелли­генции. Термип «Э.» введен неокан-тиапцем Хейнеманом (1929). Идей­ные истоки Э. — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиоз­но-мистическое учение Къеркегора. Различают Э. религиозпый (Мар­сель, Ясперс, Бердяев, Вубер — Из­раиль) и «атеистический» (Хайдег-гер, Сартр, Камю). В философии су­ществования нашел отражение кри­зис буржуазного либерализма, неспо­собного дать научные ответы на вопросы, выдвигаемые совр. обще­ственно-исторической практикой, бессильного объяснить неустойчи­вость, неустроенность человеческой жизни в буржуазном об-ве, прису­щие человеку этого об-ва  .чувства страха,   отчаяния,   безысходности. Э. — это иррационалистическая реак­ция на рационализм Просвещения и нем. классической  философии.  По утверждениям  философов-экзистен­циалистов, осн. порок рационального мышления состоит в том, что оно исходило из принципа противопо­ложности субъекта и объекта, т. е. разделяло мир на две сферы: объек­тивную и субъективную.  Всю дей­ствительность, в т. ч. и человека, ра­циональное мышление рассматрива­ло только как предмет, как «сущ­ность», как нечто чуждое человеку. Подлинная   философия с т. зр. Э. должна исходить из единства субъ­екта и объекта. Это единство вопло­щено в «экзистенции», т. е. некой иррациональной реальности. Соглас­но   экзистенциалистскому  учению, чтобы осознать себя как «экзистен­цию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», напр. перед лицом смерти. В результате мир ста­новится   для   человека   «интимно близким». Истинным способом по­знания, или, согласно Э., проникно­вения в мир «экзистенции», объяв­ляется интуиция   («экзистенциаль­ный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное оза­рение» у Ясперса), к-рая являет со­бой иррационалистпчески истолко­ванный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в Э. занимает постановка и решение про­блемы свободы, к-рая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Волюн­таристский  характер   экзистенциа­листского объяснения свободы коре­нится в отрыве «выбора» от обстоя­тельств, т. е. в изоляции личности от объективной необходимости, зако­нов. В конечном счете, вопрос о сво­боде превращен экзистенциалистамн в чисто этическую проблему и сво­бода понимается ими в духе крайне­го индивидуализма, как свобода лич­ности от об-ва. Э. оказал значитель­ное  влияние на совр.  буржуазное искусство и литературу, а через них на умонастроение значительной ча­сти    буржуазной    интеллигенции. Реакционная политическая позиция большинства философов-экзистен­циалистов тесно связана с их фи­лософскими взглядами («Май»),