Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Я (в философии) — центральное понятие мн. идеалистических си­стем, утверждающих субъект в ка­честве первичного активного и упо­рядочивающего фактора. «Я» в та­ких системах понимается как абсо­лютно самостоятельный носитель духовных способностей. Начиная с Декарта понятие «Я» было связано с проблемой «начала» в построении философских систем. По Декарту, интуитивное начало рационального мышления, «Я», принадлежит к мыс­лящей субстанции. Юм, отвергая всякую субстанцию, сводил «Я» к «пучку» восприятий. У Канта чистое «Я», противопоставленное индиви­дуальному эмпирическому, высту­пает как трансцендентальное един­ство апперцепции и как носитель категорического императива. По Фихте, «Я» — абсолютно творческое начало, к-рое полагает и самого себя и все сущее как свое «не-Я». Гегель, будучи объективным идеалистом, опроверг эти попытки исходить из «Я», но истолковал «Я» как чистое единство объективного самосозна­ния. Абсолютизация «Я» находит свое выраягение в новейших субъек­тивно-идеалистических течениях (эмпириокритицизм, неоповивитизм, экзистенциализм и др.). Крайпей формой субъективно-идеалистиче­ского взгляда на «Я» является со­липсизм. Фрейд биологизирует че­ловека и расщепляет его на «Я» и «сверх-Я». Иррационалистическому истолкованию «Я» марксизм проти­вопоставляет материалистическое попимание человека. Усматривая сущность человеческого «Я» исклю­чительно в социальных отношениях, марксизм доказывает, что человек (личность) именно потому вепчает собой развитие всей природы, что он единственный творец своих обще­ственных отношений, всей мате­риальной и духовной культуры.