Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Юм Давид (1711—76)—англ. фи­лософ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания 10. видел не в пости­жении бытия, а в способности быть руководством для практической жиз­ни. Единственный предмет достовер­ного знания, по Ю., — объекты мате­матики; все др. предметы исследо­вания касаются фактов, к-рые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Все су­ждения о существовании происходят также из опыта, к-рый, однако, Ю. понимал идеалистически: действи­тельность лишь поток «впечатле­ний», причины к-рых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, суще­ствует объективный мир или нет, он считал неразрешимым. Одно из осн. отношений, устанавливаемых опы­том, — отношение причины и дей­ствия; оно не может быть выведено ни из интуиции, ни путем логиче­ского анализа и доказательства. Из того, что одно явление предшествует др., нельзя выводить, будто предше­ствующее — причина, а следующее ва ним — ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью к-рой один объект производит др. Однако люди склон­ны заключать от наблюдавшихся в прошлом действий известных пред­метов к сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают они эти заключения только в силу при­вычки. Т. обр., Ю. отрицал объек­тивный характер причинности. По­ток наших впечатлений не есть, по Ю., совершенный хаос: некоторые объекты представляются нам ярки­ми, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Ю., вполне достаточно для практической жизни. При этом не­обходимо    лишь    понимать,    что источником практической уверенно­сти служит не теоретическое знание, а вера. В этике Ю. развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности; в фило­софии религии ограничился допуще-пием, будто причины порядка во все­ленной имеют некоторую аналогию с разумом, но отверг при этом вся­кое богословское и философское учение о боге и, ссылаясь на истори­ческий опыт, признал дурным влия­ние религии на нравственность и гражданскую жизнь. Скептицизм Ю. теоретически обосновывал утили­тарное и рассудочное миропонима­ние буржуазии. Осн. труд — «Иссле­дование о человеческом разуме» (1748). Юмовский агностицизм ока­зал значительное влияние на совр. идеализм, послужив одним из гл. идейных истоков неопозитивизма.