Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775—1854) — нем. фило­соф, третий по времени в плеяде нем. классических идеалистов. Проф. в Иене, Эрлангене и Берли­не;   член   Мюнхенской   академии наук. Выступил в 90-е гг. с серией работ по вопросам философии при­роды. Использовав идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес идею развития в понимание природы. В своей «Системе транс­цендентального идеализма» (1800) пытался сочетать субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы. По Ш., философия должна дать от­вет на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приходит к возникнове­нию сознания и каким образом, на­оборот, . сознание, к-рое само по се­бе есть лишь субъект, становится объектом. На первый вопрос отве­чает «философия природы», на вто­рой — учение «трансцендентально­го идеализма». Отличие своей си­стемы от субъективного идеализма Фихте Ш. видел в том, что фихтев-скому исхождению от субъекта он противопоставил — в философии природы — исследование, для к-рого первичным является объективное. При этом под субъективным Ш. понимает не сознание отдельного лица, а непосредственное созер­цание разумом самого предмета, или «интеллектуальную интуицию». В отличие от Фихте, Ш. распростра­нил «интеллектуальную интуицию» на все ступени размышления («реф­лексии») сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая это учение, Ш. примкнул к реак­ционному крылу романтической школы, для к-рой интуиция — удел только немногих избранных. Дости­гнув понимания собственной спон­танности, сознание постигает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Че­рез свободные действия отдельных людей необходимо действует и про­является закономерный процесс, в к-ром сочетаются в единство дух и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Однако откры­вается этот процесс, по Ш., не по­знанию, а только вере, и гарантия исторического и нравственного про­гресса  только  в боге. Задуманное как   диалектика  необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики,  уче­ние Ш. на деле свелось к фатализ­му и к полному отрицанию предви­дения в  истории.  От «философия природы» и системы «трансценден­тального идеализма» Ш. перешел к «философии   тождества» — новой форме объективного идеализма. Гл. проблемой   учения III.  становится идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит про­цесс самопознания тождества — пе­реход от единого ко многому. Уче­ние Ш. о свободе получило дальней­шее развитие в «Философских ис­следованиях о сущпости человече­ской свободы и о связанных с этим предметах» (1809). Вместе с Фихте Ш. понимал свободу как познанную необходимость, видел в явлении сво­боды не подвиг отдельного лица, а достижение об-ва. Однако в проти­воречии с этим взглядом проблема свободы   у   Ш.   мистифицируется: связывается с проблемой зла в ми­ре; последним корнем свободы про­возглашается чисто личное начало, источник  к-рого   в  потустороннем «умопостигаемом» мире. Приблизи­тельно с  1815 III. перешел к но­вой — и последней — фазе своего развития: к мистической «филосо­фии мифологии и откровения». Уче­ние этого периода отличается край­ним   усилением   мистических  эле­ментов  мировоззрения III.  Теперь III. клеймит всякую философию, ос­новывающуюся  на  разуме. Ей он противопоставляет «философию от­кровения», к-рая ищет истину по ту сторону границ разума — в «рели­гиозном опыте». Публичная пропа­ганда «философии откровения», раз­витая Ш., провалилась.  В блестя­щих  памфлетах   молодой  Энгельс разъяспил    современникам    реак­ционное   содержание    «философии мифологии и откровения» "Ш.