Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Экспрессионизм (фр. expression — выражение) — направление в   ис­кусстве и литературе. Возникло в начале 20 в. (группа нем. художни­ков, объединившихся в 1905 вокруг журнала «Мост»), но распростране­ние получило после первой мировой войны. Представители: М. Пехштейн, Ф. Марк, Э. Кирхпер, П. Клее (Гер­мания),   О.   Кокошка    (Австрия), М. Шагал (Россия) и др. На фор­мирование Э. оказали влияние Се­занн, Ван-Гог, Э. Мунк, Ф. Годлер, Дж. Энсор. Социальная суть Э. — анархический протест буржуазной и мелкобуржуазной     интеллигенции против пороков капитализма, а его эстетическая концепция — крайний субъективизм. «Мы должны забыть все законы... только наша душа есть подлинное   отражение   вселенной» (Кокошка);  «экспрессионист верит только в действительность, создан­ную им самим, вопреки всякой дру­гой   жизненной   действительности» (К. Эдшмид). Примат формы над содержанием, личного над социаль­ным, иррационального над логикой определило   Э.   как   декадентское, формалистическое теченпе. В своем творчестве экспрессионисты полно­стью искажают реальный мир, рас­сматривая его лишь как повод для воплощения и объективизации своих неуравновешенных  чувств. Отсюда их склонность к чрезмерному гро­теску, смещению планов изображе­ния, искажепию объектов и т. д. Э. проявил себя также в литературе (В. Газепклевер, К. Эдшмид, частич­но Л. Андреев, А. Стриндберг и др.), в скульптуре (А. Архипенко, В. Лем-брук), театре (К. X. Мартип, Л. Йес-спер и др.), кино (Р. Вине, П. Лени), музыке (А. Шенберг). Э. не был од­нородным. Левые представители его (Г. Кайзер, Г. Гросс, позднее Ф. Эвер-гуд и др.) критиковали капитализм, выступали против войны. К Э. при­мыкали в начале творческого пути И. Бехер, Б. Брехт, О. Нагель. В це­лом же он носил буржуазный, ан­тигуманистический характер. В на­стоящее время термином «абстракт­ный Э.» обозначают абстракционизм.