Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Позитивизм (лат. positivus — по­ложительный) — широко распро­страненное субъективно-идеалисти­ческое направление буржуазной фи­лософии, выступающее под лозун­гом отрицания мировоззренческого характера философии, отвергающее традиционные философские пробле­мы (отношение сознания к бытию и др.) как «метафизические» и не­проверяемые в опыте. Осн. черта философии П. — попытка создать методологию или «логику науки», к-рая бы стояла выше противопо­ложности материализма п идеализ­ма. Одним из гл. принципов позити­вистской методологии науки стал крайний феноменализм, в соответ­ствии с чем задачей пауки было объявлено чистое описание фактов-ощущений, а не объяснение их. По­зитивистская претензия на «ней­тральность, беспартийность» в фило­софии имеет свои глубокие социаль­ные основания. Гл. из них — проти­воречивое отношение буржуазии к частным наукам: с одной стороны, ее заинтересованность в развитии естественных наук, без к-рых невоз­можно развитие производства, с др. — ее отказ от мировоззренческих выводов, выходящих за рамки есте­ственнонаучных теорий и подры­вающих идею вечности буржуазного об-ва. Основателем П. был Конт, к-рый ввел и термин «П.» Историче­ски выделяют три этапа в развитии П. Представители «первого» П. — Копт, Э. Литтре, П. Лаффит (Фран­ция), Милль, Спенсер (Англия). На­ряду с проблемами теории познания (проблема общеисторических зако­номерностей его развития — Конт) и логики (Милль), решавшимися в духе крайнего эмпиризма и фено­менализма, гл. место в «первом» П. отводилось социологии (органиче­ская теория общества Спенсера), целью к-рой было обоснование есте­ственности и вечности капитализма. Уже это обнаруживало реакционный классовый смысл позитивистской философии. Возникновение «вто­рого» П. — эмпириокритицизма — относится к 70—90-м гг. 19 в. и свя­зано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно-реальных предметов, к-рого еще придержива­лись представители «первого» П. В махизме проблемы познания ис­толковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъ­ективизм. Возникновение и форми­рование «третьего» П. связано с дея­тельностью Венского кружка (Ней­рат, Карнап, Шлик, Франк и др.) и берлинского Об-ва эмпирической фи­лософии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе мн. на­правлений: логический атомизм, ло­гический позитивизм, общая семантика (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Осн. место в «третьем» П. занимают фи­лософские проблемы языка, симво­лической логики, структуры науч­ного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители «треть­его» П. пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии крайней формализации гно­сеологических проблем.