Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Рационализм (лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории по­знания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические при­знаки достоверного знания — не мо­гут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерп­нуты только из самого ума: или из понятий, врожденных уму (теория врожденных идей Декарта), или из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное сти­мулирующее действие на их появ­ление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необхо­димости им сообщают предшествую­щие опыту и от него будто не зави­сящие усмотрения ума или априор­ные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Р. воз­ник как попытка объяснить логиче­ские особенности истин математики и математического естествознания. Его представители в 17 в. — Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограничен­ность Р. — в отрицании опытного происхождения всеобщности и не­обходимости. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логиче­ских признаков, пе знает диалекти­ки перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограничен­ность Р. была преодолена только марксизмом, рассматривающим по­знание в единстве с практикой (По­знание, Теория и практика). 2. Рас­судочность мышления и мировоззре­ния. Сказывается не только в тео­рии познания, но и в психологии, этике, эстетике. При этом в психо­логии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к ра­зуму (Спиноза); в этике — рацио­нальные мотивы и принципы нрав­ственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смы­сле Р. противостоит иррационализ­му. 3. В богословии Р. — направле­ние, согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с «естественным светом» разума.