Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Скептицизм — философская кон­цепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.     Последователь­

ный С. смыкается с агностицизмом. С. получает наибольшее распростра­нение в те периоды развития об-ва, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились. С. как философская доктрина возник в период кризиса античного об-ва (4 в. до н. э.) как реакция на предшествующие философские системы, к-рые с по­мощью умозрительных рассуждений пытались объяснить чувственный мир, нередко при этом вступая в противоречия друг с другом. Своей вершины С. достиг в учениях Пир-рона, Аркесилая, Карнеада, Энеси-дема, Секста Эмпирика и др. Про­должая традиции софистов, первые скептики указывали на относитель­ность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельства жизни, состояние органов чувств, влияние традиций и привычек и т. п.). Сомнение в воз­можности общепризнанного доказа­тельного знания легло в основу эти­ческой концепции античного С. Ан­тичные скептики проповедовали воз­держание от суждений для достиже­ния душевного спокойствия (атарак­сии) и тем самым счастья, к-рое и есть цель философии. Однако сами скептики отнюдь не воздерживались от суждений и писали соч., где кри­тиковались умозрительные философ­ские догмы и выдвигались доводы (т. наз. тропы) в пользу С. В фило­софии 17—18 вв. существовали раз­личные течения С. В целом С. сы­грал важную роль в опровержении догматизма средневековой идеоло­гии. В трудах Монтеня, Шаррона, Бейля и др. подвергались сомнению аргументы теологов, подготавлива­лась почва для усвоения материа­лизма. С др. стороны, С. Паскаля, Юма, Канта и др. ограничивал воз­можности разума вообще и расчи­щал место для религиозной веры. В совр. философии традиционные аргументы С. своеобразно усвоил позитивизм, к-рый считает бессмыс­ленными любые суждения, обобще­ния п гипотезы, недоступные про­верке опытом.