Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Публичная власть — один из главных признаков государства, от­личающих его от доклассовой родо­вой организации. Значение этого признака впервые раскрыто Энгель­сом («Происхождение семьи, част­ной собственности и государства»). П. в. отделена от народа, защищает интересы эксплуататорского мень­шинства об-ва. Она осуществляется людьми, для к-рых управление ста­новится профессией (чиновничество, армия, полиция и др.). Веществен­ные придатки П. в. — суд, тюрьмы и др. принудительные учреждения. По море обострения классовых про­тиворечий все больше увеличивается разрыв между об-вом и империали­стическим государством — государ­ством монополий, П. в. усиливается, разбухает чиновничье-бюрократичо-ский, административно-полицейский и военный аппарат.

Пуризм (фрапц. purus — про­стой, чистый) — течение буржуаз­ного искусства, возникшее в 20-х гг. 20 в. во Франции и выделившееся из кубизма. Его основатели А. Озан-фан (р. 1886) и Ле Корбюзье (псев­доним Ш. Э. Жанпере, р. 1887) объя­вили гл. задачей искусства «очище­ние» действительности от якобы инородной для нее «идейной слож­ности» путем сведения жизненных явлений и событий к элементарным, простейшим формам. Поскольку, по их мнению, «человек — животное геометрическое», искусство тоже должно быть пропизано геометриза­цией, а «картину можно построить как машину». П. фетишизирует ма­шину, превращая человека в ее про-долн^ение и придаток. В ряде произ­ведений Ф. Леже ' (1881—1955), В. Баумейстера (1889—1955) и др. образ человека сводится к механиз­му, к своеобразному агрегату шес­терней, поршней и цилиндров. Из­любленным жанром П. стал натюр­морт.

Рабовладельческий строй — пер­вое классовое, антагонистическое об-во, возникшее на развалипах пер­вобытнообщинного строя. Рабство в тех или иных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов. Высшей формы развития опо достигло в Древн. Греции и в Древн. Риме, где рабы стали глав­ной производительной силой об-ва. При Р. с. господствующим и одним из осн. классов является класс ра­бовладельцев — эксплуататоров. Он распадается на разные социальные группы: крупные землевладельцы, владельцы крупных мастерских, тор­говцы, ростовщики. Вторым осп. классом является многочисленный эксплуатируемый класс рабов. Кро­ме этих двух осн. классов в рабо­владельческом об-ве имеются про­межуточные слои свободного насе­ления: мелкие собственники, живу­щие своим трудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен-проле­тариат, образовавшийся из разорив­шихся ремесленников и крестьян. Основой господствующих производ­ственных отношений рабовладель­ческого об-ва является частная соб­ственность рабовладельца на сред­ства производства и раба. Эксплуа­тация рабов, основанная па внеэко­номическом принуждении, прини­мает чудовищные размеры. На экс­плуатацию и насилие рабы отвечают низкой производительностью труда и порчей орудий производства. При­бавочный продукт, создаваемый каждым отдельным рабом, был не­значителен. Однако общая масса прибавочного продукта при экс­плуатации громадного количества рабов и исключительной дешевизне их труда была относительно велика. На этой основе стали возможны из­вестный общественный и техниче­ский прогресс, развитие науки, искусства, философии. С возникно­вением рабовладельческого об-ва возпикаот и развивается государ­ство. Вся история рабства является историей классовой борьбы. С раз-ложением Р. с. классовая борьба достигает своей высшей точки. Вос­стания рабов переплетаются с борь­бой разоряющихся мелких крестьян против крупных землевладельцев. Гибель Р. с. в Риме ускорилась втор­жением извне. Рабовладельческая форма эксплуатации заменяется др. — феодальной. С уничтожением рабовладельческого способа произ­водства рабство полностью не исче­зает. Оно продолжает существовать в тех или ипых размерах и в пе­риод феодализма и в период капи­тализма.

Равенство. 1. Понятие, означаю­щее одинаковое положение людей в об-ве, имеющее, однако, различное содержание в различные историче­ские эпохи и у разных классов. Р. в буржуазном понимании означает лишь правовое равенство граждап перед законом при сохранении экс­плуатации человека человеком, иму­щественного и политического нера­венства, при фактическом бесправии трудящихся масс. Мелкобуржуазные теории Р. исходят из права каждого человека иметь частную собствен­ность, однако на более или менее уравнительных началах. И в том и др. случае не учитывается глав­ное — отношение к средствам произ­водства. Марксизм исходит из того, что экономическое (область произ­водства, распределения и потребле­ния материальных благ), политиче­ское (область классовых, националь­ных   и межгосударственных отношений) и культурное (область про­изводства и распределения духов­ных благ) Р. невозможно без унич­тожения частной собственности на средства производства и ликвида­ции эксплуататорских классов. Под­линное Р. возникает впервые лишь в результате победы социализма. Т. к. при социализме еще остаются следы социального неравенства, обусловленные сохраняющимся раз­личием между умственным и физи­ческим трудом, принципом распре­деления по количеству и качеству труда и т. д., то полное Р., полная социальная однородность об-ва соз­дается лишь при коммунизме. Про­грамма КПСС указывает конкретные пути достижения такого Р. Однако коммунизм не означает к.-л. ниве­лировки всех людей, а, наоборот, от­крывает безграничные возможности для каящого человека свободно раз­вивать свои способности и потреб­ности, соответственно своим индиви­дуальным качествам и вкусам. 2. В логике совпадает с тождеством. Всякое Р. обладает свойствами сим­метричного, транзитивного и реф­лексивного отношения. Из чэтих свойств Р. вытекает, в частности, известная аксиома: две величины, порознь равные третьей, равны ме­жду собой.