Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Созерцательность — осн. недоста­ток домарксовского материализма в области теории познания. Исходя из объективности внешнего мира, ста­рые материалисты характеризовали познание как пассивный процесс восприятия, созерцания, когда внеш­ний мир действует на органы чувств человека, а сам человек понимается только как воспринимающий субъект. При этом объективный мир и человеческая деятельность од­носторонне противопоставлялись. Действительность рассматривалась только как объект, а не субъектив­но, т. е. в зависимости от активной деятельности субъекта, в преобра­зованном и измененном обществен­ной практикой человечества виде. Да и саму общественно-производствен­ную деятельность, практику старые материалисты понимали только как индивидуальную деятельность лю­дей, направленную на удовлетворе­ние их узко личных и корыстных потребностей (они фиксировали практику только в «грязно-торгаше­ской форме ее проявления» — Маркс). Понимание практики как деятельности, создающей и самого человека и мир, в котором он жи­вет, было недоступно старому ма­териализму. Это обусловлено идеа­листическим пониманием истории, игнорированием роли производства в жизни об-ва. В результате только теоретическая деятельность счита­лась подлинно человеческой, а по­знание отрывалось от практики и противопоставлялось ей. На деле в процессе познания человек имеет дело не столько с природой как та­ковой, сколько с «очеловеченным» миром, т. е. так или иначе вовле­ченным в процесс производства, и именно практическое преобразова­ние мира открывает человеку его закономерности и сущность. Для С. характерно также понимание субъ­екта познания как абстрактного индивида, изолированного от об-ва и часто рассматриваемого только как природное существо. С. присуща как эмпиризму, так и рационализму, т. к. вне практики нельзя даже правильно поставить вопрос об их соотношении. С. в теории познания неминуемо ведет к метафизике и делает невозможным полное опро­вержение идеализма. Марксизм пре­одолел С. и тем самым произвел переворот в области гносеологии.