Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик
Страницы:
1 2

Советская марксистская филосо­фия — возникла после Октябрьской социалистической революции. В пер­вые годы своего существования раз­вивалась в борьбе против остатков старой, буржуазной философии, а также против философских теорий меньшевизма, рус. махизма (Богда­нов и др.) и т. п. В 1922 был создан первый марксистский философский журнал «Под знаменем марксизма», в третьем номере к-рого была опуб­ликована статья В. И. Ленина «О значении воинствующего мате­риализма», посвященная задачам журнала и развития С. м. ф. Эта статья Ленина, как и др. его теоре­тические работы, оказала решающее влияние на всю последующую дея­тельность советских философов. В первые годы осн. задача заключа­лась в формировании новых фило­софских кадров, тесно связанных с Коммунистической партией и всей ее борьбой за социалистическое пе­реустройство страны. Классовая борьба первого Периода существова­ния Советского государства находи­ла свое выражение во всех областях идеологии, в т. ч. и философии. В конце 20 — начале 30-х гг. развер­нулась критика рецидивов механи­стического материализма (Н. И. Бу­харин, А. И. Варьяш, В. Н. Сарабья-нов и др.), а также проявлений меныпевиствующего идеализма (группа А. М. Деборина), сущность к-рого состояла в отождествлении марксистской диалектики с гегелев­ской, в отрыве теории от практики, недооценке ленинского этапа в раз­витии философии и т. д. Появились первые учебные пособия, разъяс­няющие сущность диалектического и исторического материализма. В журнале «Под знаменем марксиз­ма» (прекратил свое существование в 1944) и др. изданиях разрабаты­вались философские проблемы строительства социалистического об-ва, культурной революции, с по­зиций марксистской философии пе­реосмысливалась история филосо­фии прошлого, велась борьба за союз с естествоиспытателями, за переход их на позиции диалектиче­ского материализма. Опубликован­ные впервые произведение Ф. Эн­гельса «Диалектика природы» (1925), а затем ленинские «Философ­ские тетради» (1929) дали толчок исследованию новых вопросов. Од­нако развитие советской философии, как и др. общественных наук, серьезно тормозилось в годы культа личности Сталина. Его работа «О диалектическом и историческом материализме» без всяких основа­ний была объявлена вершиной мар­ксистской философии. Критика пар­тией культа личности и решения XX съезда КПСС положили начало новому этапу в развитии советской философии. Этот этап характери­зуется значительным расширением тематики философских исследова­ний и углублением подхода к осве­щению актуальных вопросов совр. философской науки. Большое место стало занимать изучение ленин­ского философского наследства. Были созданы новые учебники и учебные пособия, преодолевшие черты догматизма, связанные с культом Сталина. Гл. направление развития совр. советской философии обусловлено задачами коммунисти­ческого строительства, к-рые опре­делены решениями XX и XXII съез­дов КПСС и новой Программой КПСС. Решения партии, обобщаю­щие практику коммунистического строительства в СССР и всего миро­вого развития, наполнены глубоким философским содержанием, научно раскрывают закономерности разви­тия об-ва в совр. условиях. Большое значение для творческого развития марксизма и марксистской филосо­фии имеют выступления Н. С. Хру­щева; их особенностью является не­разрывное единство теории и прак­тики, смелый творческий подход к проблемам, выдвигаемым историче­ской практикой. Ряд советских фи­лософов, преимущественно социоло­гов, работает над вопросами о зако­номерностях коммунистического строительства, о диалектике перехо­да от социализма к коммунизму, о развитии Советского государства, о слиянии двух форм социалистиче­ской собственности в коммунистиче­скую, о преодолении существенных различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, о развитии социалистиче­ской культуры и др. (Г. М. Гак, Г. И. Глезерман, Л. Ф. Ильичев, Ф. В. Константинов, Ц. А. Степанян, В. П. Тугаринов, П. Н. Федосеев, В. А. Фомина, Г. П. Францев, Д. И. Чесноков и др.). Хотя конкретные социальные исследования все еще занимают недостаточное место в фи­лософской литературе, за последние годы появились работы, посвящен­ные подъему культурно-техническо­го уровня рабочего класса, стиранию различий между городом и деревней, преодолению религиозных пережит­ков и т. п. Значительное место в ис­следованиях советских философов занимают вопросы диалектического материализма. Наиболее важные из них — это вопросы, связанные с об­общением совр. естествознания, с дальнейшей разработкой материали­стической диалектики, новых форм проявления ее законов в условиях социализма, вопросов диалектиче­ской логики и теории познания. Ру­ководствуясь указаниями Ленина, советские философы исследуют ло­гику «Капитала», используя ее для разработки вопросов диалектической логики и теории познания, изучают категории диалектического материа­лизма, работают над проблемой ма­териалистической системы катего­рий, философскими вопросами есте­ствознания (Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, Э. Кольман, И. В. Кузнецов, II. Э. Омельяновский, М. Н. Руткевич, В. И. Свидерский, Е. П. Ситковский, А. Г. Спиркин, Б. С. Украинцев, В. П. Чертков и др.). Большую работу ведут со­ветские философы в области мар­ксистского исследования всемирной истории     Совр. марке, философская мысьъ годы проделана значительная ра­бота по изучению рус. материали­стической философии; группа фи­лософов занимается критическим исследованием современной буржу­азной философии (В. Ф. Асмус, М. П. Баскин, Б. Э. Выховскпй, А. М. Деборип, М. А. Дынник, М. Т. Иов-чук, И. С. Кон, Г. А. Курсанов, А. О. Маковельский, ГО. К. Мельвиль, М. Б. Митин, X. Н. Момджяп, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, О. В. Трахтенберг, Б. А. Чагин, И. Я. Щи-панов и др.). Коммунистическое строительство выдвинуло как одну из наиболее важных задач в области фплософии — разработку проблем коммунистической морали, мар­ксистской этики, борьбы с пережит-ками капитализма в сознании и по­ведении людей, против влияния религиозного мировоззрения и т. д. Этим проблемам посвящены работы ряда философов (Ю. А. Левада, А. Ф. Шишкин и др.). За последние годы большое внимание советские фило­софы уделяют исследованию про­блем эстетики — истории эстетиче­ской мысли, категорий эстетики, теории социалистического реализма, критике буржуазных эстетических концепций и т. д. (Ю. Б. Борев, А. Г. Егоров, М. А. Лифшиц, М. Ф. Овсянников, 3. В. Смирнова, Г. М. Фридлендер и др.). Если раньше советские философы, работающие в области формальной логики, зани­мались преимущественно изучением вопросов традиционной логики, то в последнее время они стали боль­ше заниматься актуальными про­блемами логической науки, тре­бующими диалектико-материалпети-ческого обобщения достижений ма­тематической логики, семантики и др. (К. С. Бакрадзе, Е. К. Вой-швилло, Д. П. Горский, А. А. Зи­новьев, П. С. Попов, П. В. Таванец, С А. Яновская и др.). Появились работы, посвященные философскому анализу кибернетики, ее сущности, связи с др. науками, вопросов пси­хологии вообще и социальной психо­логии в частности (В. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Тешгов и др.). Перед совет­скими философами стоят большие задачи, и гл. среди них — более глубокое обобщение реальных про­цессов коммунистического строи­тельства, развития новой культуры, формирования челозека коммуни­стического об-ва, великой общечело­веческой морали коммунизма. Современная марксистская фи­лософская мысль за рубежом. Победа Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в 1917, успешное строительство социализма в ранее отсталой царской России вызвали во мн. капиталистических странах ин­терес к марксизму-ленинизму и его философии. Возникшие коммунисти­ческие партии, объединившиеся в III Интернационал (1919), рассмат­ривают диалектический и историче­ский материализм в качестве своего философского знамени. Уже в 20-е гг. философские работы Ленина пере­водятся па осн. европейские языки. Революционный подъем в ряде евро­пейских стран (1918—23) привел к усилению в некоторых компартиях левого уклона, выразившегося в субъективизме, недооценке роли народных масс в истории, в сведе­нии социальной революции к поли­тическому заговору (группа Бор-дига в Итальянской компартии). Решающее значение для разоблаче­ния левоуклоиистских взглядов имела работа В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Частичная стабилизация ка­питализма (1924—29), вызванная ею активизация буржуазной и пра­восоциалистической идеологии обу­словили проникновение в компартии (США, Германия, Италия и др.) правого оппортунизма и его идей­ной основы — механистической фи­лософии. Борьба марксистов III Ин­тернационала против левого и правого уклонов велась и по фило­софским проблемам. В 20-е гг. по философским вопросам выступают Г. Димитров, А. Грамши, П. Тольят­ти, М. Торез, Э. Тельман, У. Фостер и др. Они раскрывают теоретиче­скую несостоятельность и практи­ческий вред субъективистской идео Советская марксистская философия 410 Советская марксистская философия строительства социалистического об-ва, культурной революции, с по­зиций марксистской философии пе­реосмысливалась история филосо­фии прошлого, велась борьба за союз с естествоиспытателями, за переход их на позиции диалектиче­ского материализма. Опубликован­ные впервые произведение Ф. Эн­гельса «Диалектика природы» (1925), а затем ленинские «Философ­ские тетради» (1929) дали толчок исследованию новых вопросов. Од­нако развитие советской философии, как и др. общественных наук, серьезно тормозилось в годы культа личности Сталина. Его работа «О диалектическом и историческом материализме» без всяких основа­ний была объявлена вершиной мар­ксистской философии. Критика пар­тией культа личности и решения XX съезда КПСС положили начало новому этапу в развитии советской философии. Этот этап характери­зуется значительным расширением тематики философских исследова­ний и углублением подхода к осве­щению актуальных вопросов совр. философской науки. Большое место стало занимать изучение ленин­ского философского наследства. Были созданы новые учебники и учебные пособия, преодолевшие черты догматизма, связанные с культом Сталина. Гл. направление развития совр. советской философии обусловлено задачами коммунисти­ческого строительства, к-рые опре­делены решениями XX и XXII съез­дов КПСС и новой Программой КПСС. Решения партии, обобщаю­щие практику коммунистического строительства в СССР и всего миро­вого развития, наполнены глубоким философским содержанием, научно раскрывают закономерности разви­тия об-ва в совр. условиях. Большое значение для творческого развития марксизма и марксистской филосо­фии имеют выступления Н. С. Хру­щева; их особенностью является не­разрывное единство теории и прак­тики, смелый творческий подход к проблемам, выдвигаемым историче­ской практикой. Ряд советских фи­лософов, преимущественно социоло­гов, работает над вопросами о зако­номерностях коммунистического строительства, о диалектике перехо­да от социализма к коммунизму, о развитии Советского государства, о слиянии двух форм социалистиче­ской собственности в коммунистиче­скую, о преодолении существенных различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, о развитии социалистиче­ской культуры и др. (Г. М. Гак, Г. И. Глезерман, Л. Ф. Ильичев, Ф. В. Константинов, Ц. А. Степанян, В. П. Тугаринов, П. Н. Федосеев, В. А. Фомина, Г. П. Францев, Д. И. Чесноков и др.). Хотя конкретные социальные исследования все еще занимают недостаточное место в фи­лософской литературе, за последние годы появились работы, посвящен­ные подъему культурно-техническо­го уровня рабочего класса, стиранию различий между городом и деревней, преодолению религиозных пережит­ков и т. п. Значительное место в ис­следованиях советских философов занимают вопросы диалектического материализма. Наиболее важные из них — это вопросы, связанные с об­общением совр. естествознания, с дальнейшей разработкой материали­стической диалектики, новых форм проявления ее законов в условиях социализма, вопросов диалектиче­ской логики и теории познания. Ру­ководствуясь указаниями Ленина, советские философы исследуют ло­гику «Капитала», используя ее для разработки вопросов диалектической логики и теории познания, изучают категории диалектического материа­лизма, работают над проблемой ма­териалистической системы катего­рий, философскими вопросами есте­ствознания (Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, Э. Кольман, И. В. Кузнецов, М. Э. Омельяновский, М. Н. Руткевич, В. И. Свидерский, Е. П. Ситковский, А. Г. Спиркин, Б. С. Украинцев, В. П. Чертков и др.). Большую работу ведут со­ветские философы в области мар­ксистского исследования всемирной истории философии; за последние годы проделана значительная ра­бота по изучению рус. материали­стической философии; группа фи­лософов занимается критическим исследованием современной буржу­азной философии (В. Ф. Асмус, М. П. Баскин, Б. Э. Быховскпй, А. М. Деборип, М. А. Дыннпк, М. Т. Иов-чук, И. С. Кон, Г. А. Курсанов, А. О. Маковельский, 10. К. Мельвиль, М. Б. Митин, X. Н. Момджян, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, О. В. Трахтенберг, Б. А. Чагин, И. Я. Щи-панов и др.). Коммунистическое строительство выдвинуло как одну из наиболее важных задач в области философии — разработку проблем коммунистической морали, мар­ксистской этики, борьбы с пережит­ками капитализма в сознании и по­ведении людей, против влияния религиозпого мировоззрения и т. д. Этим проблемам посвящены работы ряда философов (Ю. А. Левада, А. Ф. Шишкин и др.). За последние годы большое внимание советские фило­софы уделяют исследованию про­блем эстетики — истории эстетиче­ской мысли, категорий эстетики, теории социалистического реализма, критике буржуазных эстетических концепций и т. д. (Ю. Б. Борев, А. Г. Егоров, М. А. Лифшиц, М. Ф. Овсянников, 3. В. Смирнова, Г. М. Фридлендер и др.). Если раньше советские философы, работающие в области формальной логики, зани­мались преимущественно изучением вопросов традиционной логики, то в последнее время они стали боль­ше заниматься актуальными про­блемами логической науки, тре­бующими диалектико-материалпети-ческого обобщения достижений ма­тематической логики, семантики и др. (К. С. Бакрадзе, Е. К. Вой-швилло, Д. П. Горский, А. А. Зи­новьев, П. С. Попов, П. В. Таванец, С. А. Яновская и др.). Появились работы, посвящепные философскому анализу кибернетики, ее сущности, связи с др. науками, вопросов пси­хологии вообще и социальной психо­логии в частности (В. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Тешгов и др.). Перед совет­скими философами стоят большие задачи, и гл. среди них — более глубокое обобщение реальных про­цессов коммунистического строи­тельства, развития новой культуры, формирования человека коммуни­стического об-ва, великой общечело­веческой морали коммунизма. Современная марксистская фи­лософская мысль за рубежом. Победа Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в 1917, успешное строительство социализма в ранее отсталой царской России вызвали во мн. капиталистических странах ин­терес к марксизму-ленинизму и его философии. Возникшие коммунисти­ческие партии, объединившиеся в III Интернационал (1919), рассмат­ривают диалектический и историче­ский материализм в качестве своего философского знамени. Уже в 20-е гг. философские работы Ленина пере­водятся на осн. европейские языки. Революционный подъем в ряде евро­пейских стран (1918—23) привел к усилению в некоторых компартиях левого уклона, выразившегося в субъективизме, недооценке роли народных масс в истории, в сведе­нии социальной революции к поли­тическому заговору (группа Бор-дига в Итальянской компартии). Решающее значение для разоблаче­ния левоуклонистских взглядов имела работа В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Частичная стабилизация ка­питализма (1924—29), вызванная ею активизация буржуазной и пра­восоциалистической идеологии обу­словили проникновение в компартии (США, Германия, Италия и др.) правого оппортунизма и его идей­ной основы — механистической фи­лософии. Борьба марксистов III Ин­тернационала против левого и правого уклонов велась и по фило­софским проблемам. В 20-е гг. по философским вопросам выступают Г. Димитров, А. Грамши, П. Тольят­ти, М. Торез, Э. Тельман, У. Фостер и др. Они раскрывают теоретиче­скую несостоятельность и практи­ческий вред субъективистской идео­