Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Самосознание — выделение чело­веком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желании и интересов. Животное тождествен­но со своей жизнедеятельностью, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выде­ляется из природной связи: в про­цессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможно­сти. Изменяя природу, он изме­няется сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как' бы удваивается и в предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля от предметов своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит обще­ственный характер, то человек на­чинает сознавать себя как человека, как частицу, ячейку данной исто­рической системы, лишь относясь к др. человеку как к себе подоб­ному, лишь видя в другом — че­ловека. Важную роль в формирова­нии С. играет язык, в силу того что он является непосредственной дей­ствительностью мысли и выступает в этой функции для каждого чело­века только потому, что существует для др. С. (как залог, задаток) воз­никает одновременно с сознанием как производное от него, но прояв­ляется на значительно более высо­кой ступени развития человечества. Вначале человек отличает себя от объекта, сознает объект своей дея­тельности и самого себя как субъект лишь непосредственно в процессе практического действования с ве­щами. Затем С. проявляется как ро­довое, коллективное: человек еще полностью поглощен родом, к-рый выступает носителем и средоточием человеческой сущности. С гибелью родового строя, появлением цивили­зации и обособлением индивида воз­никает собственно С. личности. С. в истории философии выступало как действенный принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практи­ческой деятельности человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы).

При этом С. рассматривалось не­редко как творческое начало по отношению к объективному миру. В действительности С, будучи дей­ственным принципом, может быть понято только как результат и сто­рона практической общественно про­изводственной деятельности чело­века, зависит от отражения объек­тивного  мира   и  обусловлено  им.