Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Свобода и необходимость — фи­лософские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными зако­нами природы и об-ва. Идеалисты рассматривают С. и н. как взаимо­исключающие понятия и понимают С. как самоопределение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешни­ми условиями. Они утверждают, что идея детерминизма, устанавливаю­щая необходимость человеческих по­ступков, полностью снимает ответ­ственность человека и делает невозможным нравственную оценку его действий. Только ничем не ограни­ченная и безусловная С. выступает, с их т. зр., единственной основой че­ловеческой ответственности, а сле­довательно, и этики. Крайний субъ­ективизм в объяснении С. допус­кают, напр., прпверженцы экзистен­циализма (Сартр, Ясперс и др.). Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придержи­ваются сторонники механистиче­ского детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что дей­ствия и поступки человека во всех случаях предопределены внешними, не зависящими от него обстоятель­ствами. Эта явно антидиалектиче­ская концепция означает абсолюти­зацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и п. основано на признании их диа­лектической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой взаимо­связи принадлежит Спинозе, к-рый определял С. как осознанную Н. Развернутая концепция диалектиче­ского единства С. и н. с идеалисти­ческих позиций была дана Гегелем. Подлинно научное, диалектико-ма-териалистическое решение пробле­мы С. и н. исходит из признания объективной Н. как первичного в гносеологическом смысле, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в при­роде и об-ве в форме объективных законов. Непознанные законы прояв­ляются как «слепая» Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайиы при­роды, оставался рабом непознанной Н., был несвободен. Чем глубже че­ловек познавал объективные зако­ны, тем более осознанной и свобод­ной становилась его деятельность. Вместе с тем ограничение человече­ской С. обусловлено зависимостью людей не только от природы, но и от господствовавших над ними об­щественных сил. В об-ве, разделен­ном на антагонистические классы, общественные отношения враждеб­но противостоят людям и господ­ствуют над ними. Социалистическая революция уничтожает  антагонизм классов и освобождает людей от со­циального гнета. С обобществлением средств производства свойственная капитализму анархия общественно­го производства сменяется пла­новой, сознательной организацией, а условия жизни людей, господство­вавшие до сих пор над ними в виде чуждых, стихийных сил, поступают под контроль человека. Происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (Энгельс). Истори­ческий опыт строительства социа­лизма свидетельствует о том, что социалистическое об-во дает лю­дям возможность сознательно ис­пользовать объективные законы в своей практической деятельности, целесообразно и планомерно на­правлять развитие об-ва, создавать все необходимые материальные и духовные предпосылки для всесто­роннего развития всего об-ва и каж­дой отдельной личности, т. е. для осуществления подлинной С.