Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900) — рус. философ-идеа­лист, богослов и поэт. Окончил Московский ун-т (1873). На взгляды С. большое влияние оказала хри­стианская литература, а также идеи буддизма, неоплатонизма и др. ре­лигиозно-философских систем. Осо­бенно близок С. к славянофилам. Центральной в учении С. является идея о «всеедином сущем», к-рое по своей природе безусловно и абсо­лютно. В конечном счете «всеединое сущее» определяется С. как сфера божественного, а реальный мир — как ее воплощение. Истина («все­единое сущее») не может быть по­знана ни рационально, ни эмпири­чески; она постигается, по О, лишь «цельным» знанием, основу к-рого составляет знание мистиче­ское: вера в безусловное существо­вание предмета; умственное созер­цание (или воображение), дающее истинную идею предмета; творче­ство (или реализация этой идеи в данных опыта). «Цельное» же зна­ние — синтез мистического, рацио­нального (философского) и эмпири­ческого (научного) знания. Отсюда С. выводит единство теологии, фи­лософии и науки и наз. его «свобод­ной теософией». В об-ве идея «все­единства» раскрывает себя как доб­ровольный духовный союз лиц («свободная теократия»), или цер­ковь, определяющая безусловные цели об-ва — устроение на земле «царства божьего», где будут разре­шены все социальные противоречия. «Свободная теократия», по С, может явиться результатом объединения западной (католической) и восточ­ной (православной) христианской церкви в рамках монархической го­сударственности; особая роль в этом якобы принадлежит рус. наро­ду. Философия, согласно С, имеет своей гл. целью рационально оправ­дать социально-религиозный идеал и потому должна быть на службе у теологии. Этику С. такя«е основы­вает на религии. Поэзия и эстетика С. стали одним из идейпых истоков рус. символизма. Антинаучная тео­рия С, отражавшая интересы реак­ционных кругов буржуазии и дво­рянства, оказала большое влияние на рус. религиозно-идеалистическую философию конца 19 — начала 20 в. (Бердяев, Трубецкой и т. Д.). Соч.: «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877—81), «История и будущность теократии» (1885—87), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Опра­вдание добра» (1897—99) и др.

Соответствия принцип — один из осн. методологических принципов развития науки, философское зна­чение к-рого состоит в том, что он выражает процесс двшкения позна­ния от относительных истин к абсо­лютной, все более полной истине. Впервые он был сформулирован в период крутой ломки понятий клас­сической физики (Бор, 1913). Соглас­но С. п., при всякой ломке научных воззрений осп. законы новой, создан­ной в результате этой ломки теории всегда таковы, что в предельном случае, при надлежащем значении некоего характеристического пара­метра, входящего в новую теорию, они переходят в законы старой теории. Напр., законы квантовой механики переходят в законы клаосической, при условиях, когда мож­но пренебречь величиной кванта действия. Действие С. п. можно про­следить в истории математики, фи­зики и др. наук. В нем отражается закономерная связь старых и новых теорий, проистекающая из внутрен­него единства качественно различ­ных уровней материи. Это единство обусловливает не только цельность науки и истории науки, но и громад­ную эвристическую роль С. п. при проникновении в качественно новую область явлений. Научное понима­ние С. п. позволяет раскрыть диа­лектику процесса познания, пока­зать несостоятельность релятивизма.